Долгая счастливая жизнь: театральный режиссер поделился с крымчанами секретами оптимизма

Иосиф Райхельгауз: «Крым начал покорять с вершины Ай-Петри»

Пока на большую часть населения нападает осенняя меланхолия, и мы думаем, как бы провести день под теплым пледом, успешный театральный режиссер Иосиф Райхельгауз не теряет ни минуты времени, его жизнь бьёт ключом.

Иосиф Райхельгауз: «Крым начал покорять с вершины Ай-Петри»

В свои 68 лет Иосиф Леонидович пишет книги, ведет свой блог, каждый месяц путешествует, занимается экстремальными видами спорта и это не мешает ему быть отменным режиссером и любимым преподавателем у студентов. Во время поездки в Крым Иосиф Райхельгауз рассказал нам, как ему удается всегда оставаться в тонусе.

- Иосиф Леонидович, вы помните свое самый первый визит в Крым?

- Конечно, я впервые приехал в Ялту с секцией альпинизма в 12 лет покорять вершину Ай-Петри. Сейчас для меня Крым такое же родное место, как Подмосковье, Одесса, Киев, Москва, Санкт-Петербург. Я родился в Одесса, но не разделяю, какой город мне ближе, поэтомуочень огорчен ужасному конфликту с Украина последние новости, этой ситуации. Ведь для меня это единый народ, единое пространство, мне жаль, что это ТАК произошло. Боюсь, что мы еще долго будем преодолевать конфликт между Украиной и Россией.

- За полвека полуостров изменился? Что для вас было шиком в советском Крыму?

- Для меня, как ни странно, Советский Крым и нынешний мало чем отличаются. В те времена отсюда всегда привозили продукты, морские ракушки, которые потом выставляли на шкафчики, привозили ложечки с надписью «Ялта». И если бы я снимал фильм про Крым, я бы припомнил все эти милые подробности. А так Ялта, которую я знаю полвека, для меня не меняется, разве что больше на 2-3 стеклянных здания. А сегодня, например, открыл для себя ялтинскую барахолку, чему очень рад. Купил на антикварном рынке несколько старых предметов, которые привезу домой в Москва. Я живу за городом в большом доме, который завален антикварными вещами.

- Вы часто гастролировали по Крыму, наверняка в памяти остались интересные истории?

- Да, но самым запоминающимся был случай, который я рассказываю многие годы, как байку. Помню, как мы шли компанией артистов по набережной Ялты, как узнавали всех, кроме Гурченко. Она тогда начала делать первые изменения лица (ред. пластические операции), поэтому поклонники подбегали ко всем, кроме Людмилы. И уже где-то в конце набережной, когда мы подходили к гостинице, вдруг какой-то ну совсем уже дедушка, который еле-еле шел, подходит и говорит: «Людмила Марковна, это вы? Я потрясен, наша семья обожает ваше творчество, весь дом увешан фотографиями с вами…». Гурченко обрадовалась таким словам, стала расцветать. «У нас есть специальные альбомы, по каждому вашему фильму, – продолжает пожилой человек, – у нас есть все ваши интервью» И тут древний дедушка говорит фразу, которую Гурченко не ожидала услышать. «Вы не представляете, Людмила Марковна, еще, когда я был ребенком…»  Рассердившись, Гурченко прервала дедушку и крикнула: «Пшел! (ред. пошел)».

- Вы счастливый человек?

- Да очень, потому что мне интересно жить. А я в этой жизни многое успел, даже сам удивляюсь, как можно было так много сделать. Я руковожу замечательным театром, где работают лучшие в Москве артисты, много лет преподаю в ГИТИСе и регулярно читаю лекции в крупных театральных вузах мира. Очень люблю своих учеников и горжусь ими, потому что сейчас нет такого театра в Москве, где не играл бы выпускник моей актерской мастерской.У меня прекрасные дети, старшая дочь Маша Тригубова выдающийся сценограф, работающий с крупнейшими режиссерами Россия и зарубежья, я ею горжусь. Редко, но я и сам с ней делаю спектакли. Кроме этого написал несколько книжек и сейчас регулярнопишу, еще веду блог в «Эхо Москвы».

- А что сейчас пишите? И как удается все успевать?

- В Крыму закончил большую главу для учебника по режиссуре актерского мастерства, который выпускает издательство ГИТИСа. А вообще пишу художественные книги: «Мы попали в запендю», «Прогулки по бездорожью», недавно вышла «Одесская книжка». Я сейчас, конечно, пишу, но это все так, графомания или беллетристика. Мне жаль, что я не успел и не получил каких-то навыков. Я хотел бы знать несколько языков. И еще хотел бы чего-то, чего не успеваю в этой жизни. Например, смотрю на свою библиотеку и думаю, что всю ее прочесть я уже не успею. Но знаете, я никогда не отдыхаю. У меня не бывает такой ситуации, чтобы я поехал в дом отдыха или просто отдыхать. Я всегда приезжаю в командировку, по делу, преподавать, ставить спектакль, участвовать в конференциях, круглых столах. И в это время я готов познать, увидеть что-то новое.

- Кстати, о языках. Вы умеете говорить с настоящим одесским акцентом?

- Конечно, я даже могу поговорить на языке идиши литературном украинском.

- Такое ощущение, будто у вас больше 24 часов в сутки. И все-таки, на каждого человека периодически нападает меланхолия, разве с вами такого не бывает?

- Знаете, иногда чувствую такую тягу, тоску, в Москве дождь.У меня в Одессе есть квартира, я часто туда летаю. Я беру в субботу утром билет на самолет и обратно в воскресенье вечером. И вот прихожу в свою квартиру, вижу в окнах море, я сажусь на велосипед и еду, еду вдоль моря. И тогда испытываю такое счастье, а дальше уже можно встретиться с друзьями или выйти в городской сад и послушать духовой оркестр, который играет по субботам и воскресеньям почти всегда. Я не знаю что это, отдых, ностальгия или возможность вернуться в старую жизнь?

- Вы с детства занимались альпинизмом, а сейчас поддерживаете здоровый образ жизни?

- Конечно, я занимаюсь экспедициями в разные уголки нашей планеты, в труднодоступные непроходимые места. Мы там продвигаемся на разных транспортных средствах: квадрацикле, гидроцикле, мотоцикле, снегоходе. И это еще немногое, чем я занимаюсь.Кроме этого я много езжу, сегодня в Крыму, неделю назад покорял Кавказ, а до того был в Болгарии. За несколько месяцевпобывал в нескольких странах, во многих городах. У меня время очень спрессовано,и я действительно много успеваю.

- В молодости вы поступали в четыре университета, закончили один. Как так получилось, что вас отчисляли?

- Это нормально получилось (смеется), потому то педагоги были абсолютно правы. Профессиональная пригодность – это не только способности.

- Вы когда-нибудь жалели о выборе профессии? Хотели бы прожить жизнь по-другому?

- Я не то чтобы жалел, но задумывался, если бы была возможность прожить еще раз, стал бы я этим заниматься. Возможно, я бы уделил больше времени кинорежиссуре или сильно сосредоточился на писательстве. Скорее всего, я бы прожил не по-другому, я бы жил еще интенсивней, я бы не терял время как теряю. Надо успевать еще больше.

Из досье «МК»

Иосиф Райхельга́уз родился 12 июня 1947 г. в Одессе. На подмостках впервые появился в качестве артиста вспомогательного состава Одесского ТЮЗа в 65-м, а через год рабочим сцены в Ленинградском БДТ. В 1968 г. поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Одновременно работал в качестве режиссера в студенческом театре МГУ. С дипломом ГИТИСа в 73-м был принят на должность режиссера-постановщика в московский театр «Современник». Первым успехом стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который Иосиф Райхельгауз был удостоен премии «Московская театральная весна». Позже в качестве режиссера работал в Московском театре им. Пушкина, Театра драмы и комедии на Таганке, а также ставил спектакли в Липецке, Омске, Минске, Хабаровске. В 1988 г. стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы». Автор книг  «Не верю», «Мы попали в запендю», «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка». Заслуженный деятель искусств РФ (1993), Народный артист России (1999).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2015

Заголовок в газете: Счастливый человек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру