Балаклавец зимовал на подлодке во льдах и учил моряков Индонезии

История службы ветерана-подводника Валентина Данилова.

06.11.2015 в 16:02, просмотров: 1004

Валентину Данилову посчастливилось оказаться среди курсантов первого набора Высшего Военно-морского инженерного училища в Пушкино. Туда 18-летний паренек из Костромской области прибыл после прохождения медкомисии в военкомате – в 1949 году.

Балаклавец зимовал на подлодке во льдах и учил моряков Индонезии

Будущих инженеров-механиков для подводных лодок вместе с азами морского дела обогатили и опытом строительных работ – курсанты помогали возводить корпуса училища, при этом жили в палатках, а практику проходили на многовесельных шлюпках линкора «Марат» в Кронштадте.

С лейтенантскими погонами Данилов был направлен в Сормово на новую подводную лодку С-198.

Данилов в 1954-м
Ее в караване других субмарин командование решило перебросить в надводном положении северным морским путем на Камчатку. Экспедицией особого назначения ЭОН-56 командовал контр-адмирал Пархоменко, разжалованный из вице-адмиралов после взрыва линкора «Новороссийск». Для командира группы движения БЧ-5 лодки С-198 Валентина Данилова путешествие в 5000 миль обернулось еще и зимовкой во льдах.
Зимовка лодок на Колыме, 1956 год
Северный ветер пригнал к берегу льдины, когда караван, растянувшийся на десятки миль, уже входил в Тихий океан. А подводные лодки еще только втягивались в узкий пролив Лонга между Сибирским и Чукотским морями. Движение лодок с легким корпусом без защиты стало невозможным. Четыре лодки и суда сопровождения вошли в устье реки Калымы в ожидании смены ветра и ухода льдов. Но южный ветер облегчения не принес. Оказалось, что караван входил в реку при нагоне воды. А выйти из нее при сгонном ветре с материка не может из-за песчаного подводного барьера по всей ширине устья реки. Предстояла зимовка.
На Калыме в 1956-м

    Вверх по течению у поселка Нижние Кресты нашли заводь, что бы при весеннем ледоходе льды не раздавили корабли. Невероятным напряжением сил всего личного состава удалось предотвратить размораживание аккумуляторных батарей и водяной арматуры всех лодок. При морозе в 40 градусов лодка промерзла до самого дна. Экипаж разместился в холодных лагерных бараках, давно уже брошенных охраной. Приходилось за дровами в тундру ходить, пищу на импровизированной кухне варить в огромном котле из-под строительного битума. Начались повальные болезни личного состава. По сигналу тревоги с большой земли прибыли три транспортные самолеты с медикаментами, луком, чесноком и продуктами питания.

День 7 ноября в поселке Нижние Кресты на Колыме в 1956-м
А еще денежное довольствие привезли на этих самолетах. Вот тут и началась торговля с местным населением. За деньги покупали строганину из нельмы и муксуна. По весне для приведения подводных лодок в рабочее состояние пришлось проводить дифектовку, составлять ведомость. И с ней лететь в Москву. От лодки С-198 в столицу пришлось лететь Валентину Данилову, Геннадию Атаманову и Вячеславу Федотенкову. Запчасти привезли всрок и в полном комплекте. С наступлением лета экипажи перебрались из бараков на лодки и принялись за ремонт. И в июне на высокой воде лодки и суда сопровождения покинули Колыму и вышли в Тихий океан.
С-198 на Колыме, 1956 год

На Камчатке семья Данилова сдружилась с семьей командира штурманской группы Анатолия Касьянова. Жены офицеров Татьяна Константиновна Касьянова и Людмила Сергеевна Данилова учительствовали в школе. Жили обе семьи в одной двухкомнатной квартире. Дружба эта продолжалась и в Севастополе. И сейчас бывшие механик и командир лодки часто встречаются семьями.

В бригаде подводников Валентин зарекомендовал себя отличным знатоком легководолазного дела. И в 1958 году он возглавил созданную учебно-тренировочную станцию подводников. Тут он приобрел еще и специальность журналиста, выполняя редакционные задания газеты «Тихоокеанская вахта». Печатался в «Красной Звезде». Данилову предложили на военной кафедре местного ВУЗа организовать преподавание легководолазного дела. Но едва начавшуюся работу пришлось свернуть – военную кафедру закрыли. В 61-м Валентина Алексеевича назначают преподавателем электромеханического цикла 90-го учебного центра в Севастополе для подготовки индонезийских военных моряков.

Док, зам и Данилов (справа) в бухте Провидения, 1957 год

  После закрытия учебного центра Данилов получает назначение  командиром моторной группы БЧ-5 подводной лодки С-70 в Балаклаве. Первая для черноморских лодок боевая служба в Средиземном море в паре с лодкой С-74 прошла успешно. В 65-м обе лодки вернулись в базу и стали в ремонт на СРЗ-13. Службу Данилов продолжал на С-74. У лодки завидный послужной список, множество призов и грамот. А в 70-м Валентин Алексеевич перешел на береговую службу – в Инспекцию безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ ЧФ. В 1983 году по выслуге лет Валентин Данилов вышел в запас. Но он еще 5 лет потом трудился первым помощником капитана морского водоналивного транспорта «Сура», снабжавшего суда в Средиземном море.

Сегодня Валентин Данилов активно участвует в работе совета ветеранов-подводников, занимается военно-патриотическим воспитанием ребят подшефной школы №6. С помощью внука Сергея освоил персональный компьютер, увлекся цифровой фотографией.

Валентин Алексеевич давно освоил компьютер и является активным пользователем соцсетей
Новые технологии позволяют ему поддерживать постоянную связь со своими ближайшими родственниками и друзьями по всему миру. И он постоянно общается с детьми, внуками, правнуками. Валентин Алексеевич всегда жизнерадостен, полон творческих планов.

.




Партнеры