Как и некоторые крымские здания, посетители которых иногда сталкивались с призрачными гостями из потустороннего мира.
Пушкин роняет шкафы с посудой
Дом Ришелье (Гурзуф). Некоторые работники музея убеждены, что там до сих пор пребывает дух поэта Александра Пушкина, отдыхавшего в имении в 1820 году. По словам доктора филологических наук, профессора, пушкиниста Владимира Казарина, бывало, «когда над музеем сходятся тучи, его грозят куда-то переселить, дежурный ночной, сдавая вахту дневному, говорит иной раз: “Дух Александра Сергеевича бегал сегодня по второму этажу, шкафы с посудой ронял”, - притом что в музее нет шкафов с посудой”». «Люди какие-то у него собирались, ногами топали. А уходят проблемы, развеиваются тучи над музеем, так музейщики, вздохнув облегченно, говорят, что Александр Сергеевич сегодня не пришел даже, такая тишина, он спокоен. Я к этому относился всегда с иронией. Мне предложили переночевать в вахтерской, чтобы я все услышал собственными ушами. Я не решился. Но работники музея об этом говорили убежденно. Возможно, так и есть», - допустил ученый. В конце концов, далеко не случайно сам поэт при жизни писал:
Так, если удаляться можно
Оттоль, где вечный свет горит,
Где счастье вечно, непреложно,
Мой дух к Юрзуфу прилетит.
Музей поэта в доме Ришелье открыли в 1938 году, год спустя после широко отмечавшейся в Советском Союзе 100-летней годовщины смерти Пушкина. Но Великая Отечественная война внесла в его судьбу свои роковые коррективы, и в послевоенное время музей возобновил работу лишь в 1989 году. До войны здание использовалось как дача для партийных больных. После участь дома определили его уединенность, камерная патриархальность усадьбы XIX века, обособленность в парковой зоне. В итоге из музейной системы был выведен один из историко-культурных объектов, а строительство вблизи дома корпуса санатория «Пушкино» IV Управления Центрального комитета партии в 1965 году закрыло дом Ришелье для посещения.
Привет от былого хозяина
Ялтинская художественная школа имени Федора Васильева. По словам старожил, здание является бывшим особняком какого-то грека, чье привидение иногда наводит страх на его обитателей. Душещипательный рассказ о греке-призраке нам поведала одна из воспитанниц учреждения. Ей же самой, в ту пору еще ребенку, об этом рассказали преподаватели школы. Между прочим, в 100 метрах от здания находится дом, в котором в 1909 году в первый свой приезд в Ялту жил выдающийся белорусский поэт Максим Богданович. Спустя 7 лет в 1917 году больной туберкулезом он обрел на ялтинской земле последний приют.
Дозор горбатого призрака
Крымский республиканский этнографический музей (Симферополь). Один крымский историк, к сожалению, ныне покойный, рассказывал таинственную историю, связанную со зданием музея. По словам ученого, еще в конце прошлого века он занимался своей научной работой в этом учреждении и однажды задержался. Услышав скрип половиц, поначалу не придал шуму значения. Однако, немного погодя, сообразил, что уже достаточно поздно и в музее никого быть не должно. Он вышел в коридор, в конце которого увидел силуэт сгорбленного человека. Ему показалось, что это старик, который уверенной шаркающей походкой уходил в темноту. Заинтересовавшись, чей бы это призрак мог быть, наш источник стал раскапывать интересные материалы из истории здания. И выяснилось, что в начале прошлого века в функционировавшем там приюте имени графини Адлерберг работал действительно пожилой сторож, которого можно было бы назвать старожилом учреждения. Он очень строго относился к посетителям и вряд ли ценил, когда сотрудники задерживались допоздна на работе. Более того, сохранилась легенда о том, что этот сторож был влюблен в одну из воспитанниц приюта - разумеется, безнадежно - и едва ли не покончил с собой из-за несчастной любви. Возможно, он навсегда остался в этом месте, потому что, с одной стороны, здесь нашел работу, а, с другой, любовь, которая как-то могла задержать его душу на грешной земле.
«Страж» Судакской крепости
Экскурсоводы генуэзской крепости в Судаке рассказывают, что в Консульском замке по ночам можно услышать шаги и увидеть темную мужскую фигуру. Судакчане считают, что это призрак Христофоро ди Негро, последнего консула генуэзской Солдайи (Судака), который вместе с другими защитниками крепости в 1475 году был заживо сожжен турками-османами в местном храме. Предание о страшной смерти защитников крепости подтвердили раскопки 1928 года, когда в развалинах церкви археологи обнаружили множество обугленных человеческих скелетов.
Лестница, соединяющая миры
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (Симферополь). Не одну мистическую историю, связанную с этим домом, рассказывал один из сторожей здания. Увлеченный его историями о том, что часто в помещениях на втором этаже по ночам отчетливо слышны шаги, ни с того ни с сего звучат установленные в некоторых кабинетах пианино, ваш покорный слуга напросился к нему на смену. Приятель рассказывал, что инструменты в пустых кабинетах начинали звучать с закрытыми крышками, поэтому вряд ли объяснишь эту «ночную симфонию» мышами, допустим, или крысами, которые ненароком могли звучно прогуляться по клавиатуре. И вот около трех часов ночи раздались внятные, весьма громкие ритмичные шаги по лестнице. Создалось впечатление, что кто-то спускается с верхнего этажа, а затем снова поднимается. Таинственные шаги повторились несколько раз, а затем утихли. Привыкший к ночным «гостям» из потустороннего мира, мой приятель только и мог сказать: «Ну вот теперь ты все слышал сам». Слышал. А затем узнал, что построенный в середине 1830-х годов дом, во время Крымской войны передавался в распоряжение госпиталя для раненых в сражениях. В 1884 году здесь работала Таврическая ученая архивная комиссия. А после Февральской революции здесь был Народный дом, где размещались губернский общественный комитет, редакция газеты «Прибой», городской Совет рабочих и солдатских депутатов, комитеты партийных и профсоюзных организаций. А с 1918 года - губернский комиссариат труда. В этом же году здесь состоялся первый губернский съезд профсоюзов. С 22 ноября 1920-го помещение передано Крымревкому во главе с Бела Куном. Затем его сменили другие хозяева - СНК и КрымЦИК. Так что не исключено, что призрак заслужившего славу большевистского палача Белы Куна будит по ночам сторожей здания.
Взгляд классика
Белая дача Антона Чехова в Ялте. Работники музея рассказывают, что не раз в одном месте, в зеркале, которое хранится в фондах, они видели застывшее отражение Антона Павловича. По словам музейщиков, взгляд - добрый, но слегка укоризненный. Примечательно, что за два дня до смерти писателя в июле 1904 года в немецком Баденвейлере газета «Русское слово» сообщала, что Чехов «осенью рассчитывает вернуться в Крым и поселится на ялтинской даче», где до этого прожил с августа 1899 по май 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. Здесь Чехов написал повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», а также отредактировал первое полное собрание сочинений.
Многоразовые надгробия
Помимо домов с привидениями полуостров может удивить и домами из могильных плит. Об этом нам рассказал краевед, заслуженный работник культуры Крыма Владимир Гуркович, который сам вот уже более 60-ти лет как живет в доме, что расположен на территории христианского кладбища, уничтоженного в 1934 году. За все это время с представителями потустороннего мира ученому, правда, сталкиваться не приходилось.
- Меня часто спрашивают, приходит ли кто-то по ночам, - рассказывает краевед. - Должен сказать, что нет, потому что я этого кладбища не видел. Для меня это просто земля. И у родственников моих не было встреч с потусторонними силами.
По словам эксперта, в крымской столице немало домов, при строительстве которых использовались могильные камни.
- Я могу назвать несколько домов, сложенных из могильных камней - по крайне мере, цокольный или подвальный этажи, - рассказывает Владимир Николаевич. - К примеру, дом на Кирова, 54, некогда баннопрачечный комбинат: там до сих пор со стороны двора можно прочесть на камнях - как на русском, так и на еврейском языке - могильные надписи. Дом с мезонином на улице Розы Люксембург, напротив въезда в республиканскую психиатрическую больницу №1. И напротив железнодорожного техникума (Симферопольский колледж транспортной инфраструктуры - «МК») есть белый четырехэтажный жилой дом: если спуститься в подвал и посветить там фонариком, то ясно видны надгробные надписи.
Кроме того, Гуркович рассказал, что иногда памятники с довоенных кладбищ использовались по нескольку раз по своему прямому назначению.
- Шлифовали эпитафию, крест меняли на пятиконечную звезду - и был готов новый памятник, - говорит он. - После Великой Отечественной войны, в частности, еврейское население большей частью погибло, кто-то погиб в эвакуации, а кто-то оттуда не вернулся. Просто некому было смотреть за могилами предков. И на кладбищах, когда работники видели, что за могилой не ухаживают, они втихаря снимали плиты, переделывали и продавали как новые изделия. Это неофициально делалось, прямо в мастерских на кладбище.
На просторе
Некоторым крымским призракам «дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». Поэтому они предпочитают вместо крыши над головой небо голубое.
Мангупский мальчик
Самое известное привидение Крыма. По легенде, накануне турецкого вторжения в 1475 году на Мангупе жил подросток, родные которого погибли, защищая город. Сам же он, спасаясь от врагов, оказался на узком каменном карнизе на краю пропасти. Турецкие воины кинулись к мальчику, чтобы схватить, но вдруг скала расступилась, поглотила ребенка и снова сомкнулась. И теперь ночью, поговаривают, можно услышать детский плач и увидеть меж деревьев белую фигуру мальчика, который до сих пор ищет родителей посреди руин родного города. В селе Ходжа-Сала у подножия Мангупа мальчику-привидению даже установили памятник.
Белый звонарь на Херсонесе
Рассказывают, что еще лет десять назад в развалинах древнего Херсонеса можно было увидеть призрачную фигуру в белом. Привидение называли Белым монахом. Говорили, что он появляется исключительно ночью и только в районе херсонесского туманного колокола и старых монастырских купален. Призрака замечали незадолго до рассвета на главной аллее археологического заповедника возле Владимирского собора – он направлялся в сторону Туманного колокола. Теперь возле собора установили освещение, и в последние годы призрак не появляется.
Матрос с крейсера «Москва»
Свое привидение было даже на противолодочном крейсере «Москва», который еще 18 лет назад стоял на якоре в Севастополе. В 1972 году на крейсере возник пожар, часть экипажа погибла. Потом корабль отремонтировали и снова ввели в строй, но члены команды начали замечать, что в одном самом глухом и длинном коридоре, расположенном под вертолетным ангаром, раздаются чьи-то шаги и душераздирающие стоны. Некоторые видели там фигуру в белой робе. Кто-то из опытных моряков узнал в призраке матроса, погибшего во время пожара. В 1997 году крейсер продали на металлолом в Индию.
Привидения Меганома заманивают в море
Мыс Меганом к востоку от Судака - это не только «зной, и камни, и сухие травы», как писал Максимилиан Волошин, но еще и легенды как минимум о двух привидениях. Туристы, которые летом ставят на Меганоме палатки, рассказывают, что по ночам здесь можно увидеть мальчика, который зовет за собой. Ходить за ним нельзя – заманит в море. Еще один призрак, «обитающий» на мысе, – ягненок, который по ночам жалобно блеет на краю обрывистого склона. Лучше держаться от него подальше, иначе можно сорваться в море.
Кошмарные дамы
Таинственную женскую фигуру в белом замечали возле лагеря «Горный» на территории международного детского центра «Артек». Старожилы считают привидение, которое бродит по старинному парку, призраком дочери генерала В., имение которого когда-то находилось между Гурзуфом и Аю-Дагом. По преданию, причиной смерти 17 летней дочери генерала В. стала несчастная любовь: девушка полюбила обыкновенного рыбака, но отец запретил им жениться, и дочь умерла от тоски. Возле корпусов лагеря «Морской», у самого подножия Аю-Дага, появляется еще один призрак женщины. Сотрудники лагеря считают, что это привидение французской аферистки графини Жанны де Ла Мот, которая была прообразом миледи из «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца. В начале XIX века графиня, нашедшая последний приют в Старом Крыму, проживала на территории современного «Артека».