Оживление музыкой: В Ливадийском дворце оркестр исполнил произведения Романовых

В годовщину гибели царской семьи музейную атмосферу бывшей резиденции последнего русского царя в Крыму нарушил мир волшебных звуков: дворцовый Белый зал оживила музыка.

Оживление музыкой: В Ливадийском дворце оркестр исполнил произведения Романовых
фото Виктории Муравы

Не каждый знает, что слово «музицировать» вошло в русский лексикон в XVII веке при царе Алексее Михайловиче Романове. Его отец, Михаил Федорович, основатель династии, заложил основы дворцовой музыки, которые успешно развивал его венценосный сын. Впоследствии музыка занимала в жизни Романовых не последнее место: император Александр I играл на скрипке и кларнете, император Николай Павлович - на флейте, валторне, корнете и корнете-а-пистоне, великий князь Константин Николаевич и его сын Константин Константинович - на виолончели, императрица Александра Федоровна - на фортепиано, цесаревич Алексей Николаевич - на балалайке. Известно также, что недюжинным композиторским даром обладали великая княгиня Александра Иосифовна, ее супруг великий князь Константин Константинович и император Александр II. Их произведения в программе «Музыка великой династии» исполнил камерный оркестр Уральского музыкального колледжа под управлением Вольфа Усминского.

- Император Николай II и его семья были расстреляны в Ипатьевском доме в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, - напомнила зампред Заксобрания Свердловской области и сопредседатель Попечительского совета колледжа Елена Чечунова. - Именно поэтому появилась идея реализовать совместный проект в рамках подписанного год назад соглашения о сотрудничестве в сфере культуры между Свердловской областью и Республикой Крым.

Впервые после революционного 1917 года творения монарших особ прозвучали в 2009 году в Храме Христа Спасителя в Москве. Их удалось восстановить благодаря российским и европейским архивариусам и музыкантам (всего до наших дней дошли 15 произведений, сочиненных Романовыми). До 1917-го, как правило, эти произведения исполнялись в кругу семьи или во время официальных приемов. Оттого, должно быть, ведущая концерта, директор Уральского музыкального колледжа Эльвира Архангельская заметила, что Белый зал Ливадийского дворца - «тот самый зал, в котором должна звучать такая музыка». Зал, недавно украшенный портретами императора Николая II и императрицы Александра Федоровны. Заказанные прокурором Крыма Натальей Поклонской специально для Ливадийского дворца полотна выполнены по историческим фотографиям и создают потрясающий эффект присутствия августейших особ, которые, кстати, любили играть на фортепиано в четыре руки. Кроме того, последний российский император выписывал для себя только что начинавшие выходить пластинки с записями классической музыки, был знаком с полным репертуаром опер и балетов своего времени.

Дед монарха, император Александр II, мучительно переживая кончину императрицы Марии Александровны, сочинил несколько произведений памяти супруги, в том числе миниатюру «Прощание», прозвучавшую в концерте. Значительную долю в программе заняли произведения великой княгини Александры Иосифовны, которая с 1892 года до самой кончины в 1911-м возглавляла Императорское русской музыкальное общество (ИРМО), созданное в середине XIX века при содействии Романовых. Немалые средства великая княгиня выделяла на содержание музыкальных учреждений и гонорары талантливым музыкантам, устраивала в Санкт-Петербурге концерты Гектора Берлиоза, Роберта и Клары Шуманов, Ференца Листа, Рихарда Вагнера, Иоганна Штрауса-сына. Последний, между прочим, в 1856 году заключил контракт с дирекцией Царскосельской железной дороги и в течение 11 сезонов (!) с огромным успехом выступал в Петербурге, Стрельне и Павловске, а еще посвятил Александре Иосифовне несколько произведений, в том числе вальс «Великая княгиня Александра».

Прозвучали в концерте и произведения ее сына, великого князя Константина Константиновича, известного поэта К. Р. За 12 лет, которые тот являлся вице-председателем ИРМО, по его инициативе открылись общедоступные музыкальные классы в Киеве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове, Омске, Тифлисе и других городах. Со временем многие преобразовались в училища и консерватории. Благодаря интернет-трансляции, организованной ООО «Миранда-медиа», концерт посмотрели 5 тыс. зрителей из пяти стран.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру