Милослав Рансдорф: «В Европе ничего не знают о Крыме…»

В Симферополе по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» побывал депутат Европарламента Милослав Рансдорф. До сих пор никто из представителей официальных структур ЕС не отваживался побывать в российском Крыму. И после публичной встречи «МК в Крыму» удалось пообщаться с чешским гостем в эксклюзивном формате.

Милослав Рансдорф: «В Европе ничего не знают о Крыме…»
Фото Константина Михальчевского

- Господин Рансдорф, расскажите, как вам из Европы видится ситуация с Крымом?

- Лично я считаю, что на территории Крыма всегда была сложная история. Я думаю, что быть мостом между отдельными цивилизациями, быть перекрестком разных интересов больших держав - это как угроза, так и возможность. И для Крыма, я думаю, это возможность. Возможно, если бы киевские власти в свое время дали Крыму больше полномочий, не называли крымчан сепаратистами, а провели децентрализацию власти, то ни Крым, ни Донбасс никуда бы не ушли. Ну а что же касается Европы в целом, то проблема в том, что в Европе ничего не знают об истинном положении дел в Крыму. Все политики в Европе зависят от СМИ. То, что произошло с Крымом, в СМИ описывается как аннексия. Но так нельзя, потому что это сложная история. С одной стороны, есть Будапештское соглашение 1994 года, которое Россия тоже подписывала. Это декларация о том, что территория Украины должна быть единым неделимым целым. С другой стороны, у России есть и тот факт, что когда Хрущев сделал этот «подарок», то никакой дискуссии в Верховном Совете не происходило. Да и Россия опасалась, что в результате последствий майдана, Черноморский Флот попадет в руки американцев. Но об этом в Европе мало кто задумывается. Как-то в Европарламенте, например, был национальный казахский день. Приехал казахский министр энергетики, говорил о разных перспективах проектах. Француженка, которая сидела рядом со мной, спросила, а на каком языке он говорит? Когда я ответил, что на русском, причем, прекрасно, она очень удивилась. Поинтересовалась, в чем разница между казахским и русским языком? На западе не знают даже таких базовых вещей. Там могут говорить о Грузии, подписывать какие-то резолюции, но и понятия не иметь о том, что такое Абхазия, что есть какая-то Южная Осетия или Аджария. Там нет знаний. В этом, конечно, и наша ошибка, тех, кто из стран бывшего соцлагеря, потому что мы не можем объяснять какие-то важные моменты. Да, и поляки русофобы, и прибалты, но и среди них есть те, что понимает, что надо вести с Россией диалог. Диалог между Россией и Украиной тоже решит все проблемы.

- То есть, кризис на Украине решится тогда, когда наладится диалог между Россией и Украиной?

- Именно. Когда это случится, я не знаю. Но уверен, что немаловажная роль в развитии этого диалога принадлежит Европе. И там хорошо понимают, что потенциал сотрудничества России и Европы огромен. Ясно, что США хотели бы получить такой подарок, как контроль ресурсов Российской Федерации, с этими ресурсами можно было бы поставить под контроль не только Евросоюз, но и Китай. Ну а что касается санкций, то в прошлом году объем торговли между Россией и США возрос на 6%. А нам говорят, что мы должны быть солидарными, что должны соблюдать санкционный режим.

- Конечно, Евросоюз может шантажировать РФ статусом Крыма бесконечно. По вашему мнению, сможет ли Запад признать воссоединение Крыма и России?

- Я думаю, что самое главное, чтобы была дискуссия, диалог. Для этого нужно создавать условия. Пока же я вижу только безумие. Например, председатель Европарламента разослал всем письмо, в котором он, дескать, запрещает российскому послу ступать на землю Евросоюза. В ответ я написал ему, что этим самым он нарушает Венскую конвенцию о дипломатических отношениях. Нужно критическое мышление. Нужно сделать так, чтобы мы не были полезными идиотами Соединенных Штатов. До сего дня мы выступали в этой роли. А это вредит, в том числе, и Украине.

- Как думаете, когда на Украине все наладится? И подружится ли она с Россией, которую сегодня считает агрессором?

- Вы знаете, в этом году была годовщина, 50 лет со дня создания дипломатических отношений между Израилем и Германией. А мог ли кто-то представить себе что после Второй мировой войны будут дипломатические отношения между двумя этими государствами? Думали ли, что будут смешанные браки, что будет межгосударственное сотрудничество, что даже президент Израиля скажет, что Германия - один из лидеров демократического сообщества? Нет. А это случилось. Самое главное, чтобы диалог продолжался.

- Входит ли в интересы Америки диалог и сотрудничество между Европой и Россией?

- Вообще не входит. Джордж Фридман ведь опубликовал книгу, в которой говорит, что политика США должна быть направлена на то, чтобы не было альянса между Европой и Россией. Потому что это такой альянс, который может убрать США с позиции мирового лидера. Штаты хотят, чтобы было напряжение между Евросоюзом и Россией. Преодолеть это давление можно только, если налаживать сотрудничество вопреки всем сторонним козням. В свое время в Мюнхене Путин ведь предлагал создать единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Мысль отличная, но, увы, украинский кризис убрал ее из общественной дискуссии.

- На Украине говорят, что в Европе их, украинцев, ждут. Но как в Европе относятся к этой стране?

- К Украине там относятся с некой долей скептицизма. Госпожа Меркель сказала, что в таком состоянии Украина не может претендовать на вступление в ЕС. Простые европейцы боятся, что будет волна беженцев. В Европе тоже не все так гладко. Например, в нашей стране, в Чехии, живет 10 миллионов человек. Из них 250 тысяч с Украины. Это очень много. Работают эти люди в очень тяжелых условиях – на стройках, в сфере услуг. Думаю, что когда были «майданские» события, многие украинцы чувствовали, что это возможность демократических изменений, но таковых, увы, не произошло. Власть перешла в руки олигархата. Это угроза Украине как нации. Украинский народ не заслуживает того эксперимента, который над ним ставят. Несмотря на то, что Конституция Украины - очень качественна, в этой стране невозможно говорить о гарантиях человеческих и политических прав. И мы должны заниматься просвещением, чтобы люди в западной Европе знали, что Украина - не бедная страна. Это чрезвычайно богатая страна, на территории которой находятся огромные запасы чернозема, железной руды и угля. Я очень люблю Украину, у меня там много друзей.

Фото Константина Михальчевского

- Господин Рансдорф, а в Крыму вы впервые?

-Да, впервые. Мой отец был здесь еще в 1963 году. Он тогда путешествовал по реке Дунай в Измаил, оттуда кораблем «Адмирал Нахимов» в Ялту. Когда он вернулся, у него было много фотографий. Он говорил, что Крым – это чудо. Ему здесь очень понравилось. Я здесь в первый раз и пробуду на полуострове недолго, но я все же надеюсь, что у меня тоже будет возможность посетить Ялту. (Улыбается).

- Чем, по-вашему мнению, Крым может заинтересовать западного туриста?

- Жизненной средой. Чистой жизненной средой. Вашим разнообразием культур и памятниками прошлого. А некоторые вещи для нас урок. То, например, как здесь во время «перестройки» уничтожали уникальные виноградные культуры, которые с юга Франции привез князь Голицын.…ведь это безумие! Уничтожили все. Это варварство. И урок для всех нас.

- Крымские вина уже пробовали?

- Пробовал. (Улыбается). Хорошие вина. Раньше я с ними встречался только в Киеве и в Москве. Теперь вот осталось попробовать крымское вино здесь, в Крыму.

Справка «МК»

Милослав Рансдорф уже более 10 лет представляет Чехию в Европарламенте, являясь заместителем председателя Комитета по промышленности, исследованиям и энергетике (ITRE). Также он вице-президент Европейского энергетического форума. И как евродепутат принимал самое активное участие в переговорах ЕС с Украиной. Кроме того, он один из лидеров Коммунистической партии Чехии и Моравии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру