«Це ж Фриськина!»: друзья и соседи рассказывают как Жанна Фриске приезжала на каникулы к бабушке

В селе Прогрессовка помнят фееричные визиты артистки с ее лучезарной улыбкой и откровенным бикини

Поклонники будут помнить самые яркие моменты ее артистической карьеры, а в памяти друзей детства она останется крутой и в то же время обычной девчонкой, которая была рядом. В юности Жанна Фриске летом часто гостила у бабушки в Николаевской области на Украине.

В селе Прогрессовка  помнят фееричные визиты артистки с ее лучезарной улыбкой и откровенным бикини
Жанна на одесском пляже в 80-х. Фото из семейного архива Фриске.

О том, чем будущая певица шокировала односельчан родственницы, удивляла подруг и как ходила на дискотеку в сельский клуб, корреспонденту «МК в Крыму» рассказала ее приятельница тех лет Ирина Сиверина.

«Никаких понтов»

Село Прогрессовка расположено на Украине в Березанском районе Николаевской области. В середине XIX века немцы, переселенцы из Либентальского колонистского округа (располагался на территории нынешней Одесской области), основали на побережье Тилигульского лимана колонию Нейзац. В прошлом веке вскоре после установления советской власти село переименовали в Прогрессовку. Именно сюда в 80-х годах приезжала погостить к бабушке будущая певица, чья судьба драматически оборвалась на прошлой неделе. И, может быть, Ира никогда близко не познакомилась с Жанной, если бы не дом. Дом немецкого типа, на два входа. В одной его части проживала бабушка Жанны Паулина Вильгельмовна Фриске, которую в селе на русский манер звали Полей, а в другой - бабушка нашей собеседницы Евгения Федоровна Будулак. Крымчанка, Ира тогда временно проживала с мамой в Горловке, откуда каждое лето, как и Жанна, приезжала к бабушке на отдых.

Евгения Будулак во дворе дома, который она делила с Паулиной Фриске

- Общие ворота, калитка, дом, двор, где мы сиживали на скамейке, которую в селе по-украински называли «спрызьба», - рассказывает Ирина. - Играли в третьего лишнего или выбивалки (когда две команды становились друг против друга, а посередине становился человек, которого надо было выбить мячом; тот, кто выбивал, становился в центр, а выбитый - на его место). Еще играли в бадминтон. Сказать, что я видела Жанну постоянно читающей под деревом, например, я не могу. Она постоянно была в движении - казалось, что у нее внутри какой-то моторчик. Надо было подмести - брала веник и подметала, бабушке по хозяйству помогала всячески. В основном, приезжала с отцом Владимиром Борисовичем. Казалось бы: москвичка приехала в деревню! Но в ее поведении не было никаких понтов. Простая, искренняя, она была настолько естественной в общении, что не чувствовалось границ: мол, я городская, москвичка, а вы - сельчане. И все хохотала! Даже на обидные замечания отвечала лучезарной улыбкой. В ее поведении сквозило нехарактерное для нежного возраста глубокомыслие, что ли. Общаясь с Жанной, я не чувствовала разницы в возрасте, хотя и была старше. На нее нельзя было накричать или поругаться с ней. Она была доброй и всех вокруг заражала этой добротой.

Прогрессовка - вчера и сегодня

Приезд Владимира Фриске для небольшого села в три улицы, причем каждая не более 2 километров в длину, был настоящим событием.

- Автомобиль заезжал в наш общий большой двор. Открывался багажник и на натянутой между двумя акациями бельевой веревке Владимир Борисович развешивал яства: копчености, колбасы, рыбу, - вспоминает Сиверина. - Однажды привез с собой видеомагнитофон: во двор не зарастала народная тропа, сельчане скопом шли смотреть видик, первый раз в жизни! Словом, щедрый человек.

В общении с приятельницами, вспоминает Ирина, никаких музыкальных способностей Жанна тогда не проявляла в отличие от физических:

- Она занималась художественной гимнастикой, и ей нравилось демонстрировать приятельницам по Прогрессовке различные гимнастические элементы. Был, так сказать, и коронный номер, который мы часто просили повторить: она сцепляла кисти в замок и неведомым для нас образом, вращая их, легко заносила за спину, а затем так же доставала из-за спины. Ей-богу, больше я в жизни нигде такого не видела.

«Вона ж гола!»

В многочисленных интервью Жанна Фриске рассказывала, что в юности отдыхала в Одессе.

- И это неудивительно: от Прогрессовки до Одессы, грубо говоря, час езды на авто, - поясняет Ирина. - А поскольку Владимир Борисович приезжал в село на своем автомобиле, нередко новом, то ему не составляло особых проблем съездить с дочерью в Одессу. Да и автобусы до Одессы постоянно курсировали. Одно могу точно сказать: безвылазно в Прогрессовке Жанна не сидела. Мы толпой ходили, и Жанна с нами, гулять на Красную горку - холм, где почва действительно была красного цвета. Старики еще говорили, что так он называется потому, что на нем много крови пролито. На Красной горке сохранилось много землянок, блиндажей. Племянник бабушки Вячеслав Ветрюк, мой дядя, бывший директором школы в Прогрессовке, преподавал там историю, создал группу поисковиков, которые находили на Красной горке немало оружия времен Великой Отечественной войны и останки советских воинов.

Однажды со школьной подругой, вместе с которой приехала из Москвы, вряд ли того желая, Жанна шокировала сельских старожил.

Посиделки в сельском клубе Прогрессовки_середина 1980-х

- Она просто прошла по селу в прозрачном парео, одетом поверх откровенного бикини, - вспоминает Ирина. - «Чия ж цэ пишла? Це ж Фриськина! Ай, вона ж гола!» - стали причитать старушки, которые за глаза называли бабушку будущей артистки Фриськой. А Жанна, не смущаясь, с неизменной очаровательной улыбкой приветствовала их: «Добрый день!». Девчонки шли купаться в Тилигульском лимане, который с Черным морем соединяет небольшой канал. Лиман этот считается едва ли не самым чистым водоемом Украины. Мы ловили там бычков: нашел норку в дне, под камнем, камень убрал, бычка поймал, в плавки кинул или нанизал на кольцеобразную проволоку, что вешали на шею, и дальше ловишь. Бывало, у баяниста местного, дяди Саши Скалозуба брали ненадолго лодку, отплывали на безопасное от берега расстояние, фиксировали лодку и ныряли с нее. Расстояние было приличное - не метр и не два. Бывало, что, так и не достигнув дна, выныривали. Плавала Жанна отлично!

В местном клубе (между прочим, бывшем храме) проводились танцы. Но на них Паулина Вильгельмовна одну Жанну не отпускала.

- Я все время ходила отпрашивать ее, брала под крыло: «Баба Поля, все будет нормально, я ее приведу», - рассказывает Ирина.

Ирина Сиверина на каникулах жила по соседству с Жанной - у своей бабушки Евгении Федоровны Будулак

Хотя население Прогрессовки преимущественно говорило на украинском языке, бабушка будущей звезды разговаривала по-русски. Надо сказать, что с ней Ира познакомилась раньше, чем с Жанной: вместе они успели потрудиться в одной овощеводческо-садоводческой бригаде.

Известие о смерти Жанны Фриске Ирина встретила с глубокой скорбью.

- Проплакала весь день, - признается она. - И хотя надежд на выздоровление последние месяцы уже не было, все равно уход человека, с которым провел одни из лучших мгновений своей жизни, - это горе. В моей памяти Жанна навсегда осталась милой хохотушкой, которая щедро дарила окружавшим ее людям свою бесконечную доброту. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2015

Заголовок в газете: «Це ж Фриськина!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру