Беспечный русский оракул

БГ: "Зачем мне дом в Крыму, когда можно просто посидеть у моря и уехать"

Бориса Гребенщикова видели в Балаклаве, и видели его в Коктебеле. Иногда он анонсирует свои визиты в Крым, иногда появляется тихо и незаметно, чтобы пройтись тайными тропами от «бочки смерти» к «гроту исцеления», чтобы услышать тишину гор и шепот моря.

 

БГ: "Зачем мне дом в Крыму, когда можно просто посидеть у моря и уехать"
фото: crimea.mk.ru

Потом рассказывают аборигены, что в одном баре он опрокинул кубок южнобережного портвейна, в другом выиграл турнир завсегдатаев по метанию дротиков, кому-то оставил автограф на левой руке, а кому-то даже подарил ту цветную рубашку…

- Из тысяч мест, где вам уже довелось побывать, Крым, кажется, вас особенно притягивает. Что это за магниты?

- Это дух Крыма, его атмосфера и местные боги.

- Недвижимостью у нас еще не обзавелись? Некоторые рок-музыканты сейчас уже могут позволить себе такие вложения…

- Та музыка, которой я занимаюсь – занятие минусовое… У меня недвижимости нет нигде. Недвижимости вроде и так много. Зачем привязываться к земле? Зачем иметь, когда можно приехать, побродить в горах, посидеть у моря, и уехать. Зачем иметь что-нибудь свое. Для меня Крым – место, которое я просто очень люблю.

- А как же квартира в Лондоне?

- Я там не прописан, и мне она не принадлежит. Я ее арендую, когда бываю в Лондоне. Туда я наведываюсь часто. Квартирка оказалась с приведениями. Причем у них чудовищный акцент. Сначала я думал – ирландский, но потом выяснилось, что валлийский. Духи эти какие-то беспокойные – шумят бутылками-склянками, устраивают переклички. Я заинтересовался историей дома и выяснил, что он построен как раз на территории Тайвернского кладбища, известного нам по роману Александра Дюма «Двадцать лет спустя». Там в XV веке была виселица. Но я специально в Индии купил благовония, которые приведениям не очень-то нравятся.

- Ловко это у вас, одной ногой на Западе, другой на Востоке…

- Так сложилось, что все культуры, которые существуют сегодня – это смесь очень многих культур. Говорим мы на индоевропейском языке с большой восточной примесью. Вот какая мы культура – западная или восточная? А дух у всех настоящих культур один. Так что мне все близки. Чем меньше я о них знаю, тем больше у меня надежда, что я смогу отыскать что-то новое. А так мы все из Индии на самом деле...

- Кстати, и что народ в Индии говорит о смерти Маугли?

- Боюсь, что там народ вообще не осведомлен о смерти Маугли. Они про него не знают. Ведь о Маугли написал Киплинг. Думаю, что в Индии народ больше озабочен жизнью Шивы, чем смертью Маугли…

- Если уж нечаянно заговорили о жизни и смерти богов и персонажей, интересно узнать как поживает ваш легендарный черный «гибсон»?

- Он жив, и находиться у меня дома в Питере. Когда-то эта гитара, действительно, принадлежала Роджеру Далтри из группы «The Who». Купить ее в Лондоне мне посоветовал Лу Рид: «Придешь, - говорит, - в Гибсоновский гитарный центр, иди сразу в дальний угол, там лежит маленькая черная гитара. Забудь про всё остальное – бери только ее». Сейчас она у меня дома в Питере, но играю на ней я редко.

- Разочаровала?

- Нет, «Гибсон» - прекрасная гитара, J 180, насколько я помню. После реставрации требует бережного отношения. В студии у меня есть еще один - Gibson Chet Atkins.

- Тоже гитара с историей?

- Нет, с историей – это Rickenbacker, электрогитара которую мне помогал выбирать самый крупный в мире специалист по группе «The Byrds»… Но я никогда не гонялся за именами. С 2002 года моя основная гитара на сцене - полуакустическая Martin Grand Concerto. Ни чем не привлекательная в этом отношении. Главное, чтобы инструмент хорошо играл. Понимаете, смешно гнаться за именами: «О, на этот ботинок подышал Джордж Харрисон». Ну и что? Ботинок от этого лучше не стал. Мне это неважно, я сам по себе кое-что значу.

- Но ведь здорово, что история вещей продолжается…

- Продолжается… Но те гитары, на которые никто не дышал, используются мною больше (например акустические Takamine и L'Arrivee – прим.авт.) . Так что пусть потом говорят, что на эту гитару дышал Гребенщиков.

- При новых студийных возможностях «Аквариума» старые записи вас не раздражают?

- Нет, такого не было никогда. Что выпущено, то выпущено. К сожалению, московская недобросовестная фирма «Триарий» издала четыре наших ранних записи, которые мы не предполагали, что они когда-либо будут изданы. Но если человек хочет заработать денег, то его уже трудно остановить. Я не считаю, что их нельзя издавать, просто мне жалко людей, которые их купят. Там качество плохое. Во всем остальном, я горжусь тем, что мы сделали до этого момента. Нет ничего, от чего я могу отказаться.

- Это касается и теледокументалистов?

- Мы понятия не имеем, кто и когда нас показывает по телевидению. Нас об этом никто не спрашивал, не спрашивает, и не будет спрашивать. Если нас кто-то ухитрился снять, то пусть показывают это когда и где им заблагорассудится. К нам это уже не имеет никакого отношения. Это прошлое, а наше прошлое нам не принадлежит. Оно принадлежит вам.

- На критиков обижаетесь?

- Иногда, естественно обижаюсь. Но это творческая обида. Я думаю: «Ах, так! Ну вы, собаки, получите».

- И получали?

- Получали.

- Как восприняли награждение вас орденом «За заслуги перед Отечеством»? Президент РФ Пyтин их оценил четвертой степенью

- Никаких особенных чувств не испытал. Это очень смешная история, которую я не вправе рассказывать, чтобы не навлечь атмосферных осадков. Всё целиком соответствовало нашим планам. И от этого ордена не стало хуже ни мне, ни ему. А многим моим немолодым друзьям, в частности моей матери, стало очень приятно, что я удостоился такой чести. Отлично. Если я могу сделать что-то приятное людям, то почему нет ?!

- За карьерой Алисы – вашей дочери, следите?

- Когда ей нужно, она мне сама что-то рассказывает. У меня, во-первых, нет времени, чтобы следить, а во вторых, я же не сыщик, чтобы следить. Она что-то делает, и я счастлив, что у нее это получается, и она востребована. Что ещё может папа ждать от дочки? Она блестящая дочь.

- При вашей занятости, как распоряжаетесь выкроенным свободным временем?

- Отшельничествую. Устраняюсь от «светского общества». В этом «свете» очень скучно. Приходится все время выпивать с неизвестными, и не очень интересными людьми. Не вижу в этом смысла. Лучше я буду выпивать с известными мне и милыми моему сердцу людьми. Это предполагает несветского человека.

Справка «МК»

Концерты «Аквариума» в июне

• 22.06 - Екатеринбург, паб "Britannia"

• 23.06 - Екатеринбург, Дворец Молодежи

• 25.06 - Москва, Парк на Красной Пресне

• 26.06 - Тульская обл., Алексинский р-н, д. Бунырево. Фестиваль "Дикая Мята"

Досье «МК»

Гребенщиков Борис Борисович, он же БГ, он же Боб. Родился 28 ноября 1958 г. в Ленинграде. Окончил ЛГУ, факультет прикладной математики. В 1972 г. сплотил вокруг себя группу товарищей «Аквариум». Опыты домашнего музицирования воплотились в первом альбоме «Искушения святого Аквариума» (1973). Эту запись коллекционеры раритетов ищут и по сей день. Зато в свободной продаже сейчас любой из последующих 40 с лишним дисков БГ и его группы. Крайними в этом списке пока обозначены: 2012 – «Воздухоплавание в компании сфинксов» (Антология), 2012 – «Тайная история пчеловодства» (Антология), 2013 – «Аквариум плюс (22-й студийный альбом «Аквариума»), 2014 – «Сюита Ф» (Студийный альбом «Аквариума» под псевдонимом «Семеро Из Под Камней»), 2014 – «Соль» (12-й альбом БГ).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру