Керченская мистерия: город-герой, в котором стоит задержаться подольше...

Почему по пути в Севастополь обязательна остановка в Керчи

По поводу Дня Победы сказаны уже торжественные речи, свернуты героические знамена, отшумели народные гулянья, опустошены наркомовские 100 грамм в солдатских кружках и, хоть: «Никто не забыт, ничто не забыто!» - праздник прошел. Моральные уроки вынесли, потенциальных врагов предупредили, друзей приободрили, статистические итоги подвели, но есть и еще, что сказать и «post scriptum».

Почему по пути в Севастополь обязательна остановка в Керчи
фото: Е. Иваниченко

Сразу оговоримся, не рекламы ради, не тщеславия для и даже не из патриотических побуждений. А такой себе добрый и полезный совет «Дотошнаго краеведа» российскому гостю, нашего теперь с вами Крыма, равно всякому прочему.

Будете в следующий год ехать в Крым на майские праздники, не пропустите город, который первым, сразу после переправы через пролив, встречает вас на крымской земле, но, для большинства туристов, проскакивает за окном автобуса россыпью ночных огней, только лишь как преддверие праздника.

А зря.

Уж когда-когда, а на торжества нашей Великой Победы посетить Керчь – самое то. И, поверьте, это не ворчание ущемлённого патриотизма, мол, не один только Севастополь город герой в Крыму, памятников тут не меньше и не менее величественных, торжества ничуть не уступают размахом и многолюдностью. И, в конце концов, масштабы операций времён Великой Отечественной сравнимы с подвигом Киева, Одессы, Севастополя и пр…

Но об этом при случае и подробнее.

А пока хотелось бы обратить внимание на акцию, праздничное действо, а скорее на явление, совершенно незаслуженно упущенное туристическими справочниками, рекламой отдыха в Крыму, популяризаторскими телепрограммами и т.п.

Особняком на достойном фоне исторических памятников и событий одного из древнейших городов (теперь!) России стоит факельное шествие, проводимое в городе-герое Керчи вот уже без малого сорок лет поздним вечером 8-го мая.

***

В мире происходит достаточно много культурных, исторических и артистических акций, перформансов, действ, имеющих некий сакральный смысл для жителей «городов и весей», где они зародились и со временем получили статус явлений туристических. Взять, к примеру, те же карнавалы, реконструкции «битв», всевозможные парады, на которые съезжаются со всего света тысячи зрителей…

Но если изначальный смысл многих из них утерян во мгле веков, или исторический прецедент скорее забавен, чем значителен, то действие, происходящее в Керчи ближе ночи на 9 мая, наполнено самого актуального содержания, несмотря на то, что посвящено событию, свершившемуся 70 лет назад.

***

70 лет назад, а посмотришь на лица людей – как вчера, как будто вчера только был взят Рейхстаг, и закончилась героическая трагедия, затянувшаяся на целых четыре года и на всю жизнь героев, и на всю жизнь, хочется верить, всех последующих поколений… Впрочем, слов хороших и искренних было сказано в мае так много, что повторяться не хочется, чтобы не удешевить повтором.

Поэтому просто предоставлю слово керченскому поэту и не меньшему патриоту, города Злате Андроновой, не пленившейся подробно изучить краеведческий аспект такого примечательного явления, как ФАКЕЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ В КЕРЧИ

Себе же оставлю в удел только информативные и, как водится, – исторические ремарки, глядишь, так, что нужно и получится: с поэтической образностью, но достаточно внятно.

Так вот, если внятно:

Господа, товарищи, граждане РФ!

Праздник Победы в Крыму – это, безусловно, вполне туристическая тема. Но по пути на величественные зрелища морского Севастопольского парада, задержитесь всего на один вечер в еще одном городе-герое Крыма – Керчи. Тем более что, и впрямь, по пути. Тем более что и впрямь – герой.

Я не хочу сказать: «не пожалеете» - не то определение.

Я хочу сказать: «такого вы больше нигде не увидите!»

Я хочу сказать: «такого вы никогда не забудете!»

***

«Это праздник, настоящий праздник, порыв, которого подспудно, бессознательно ждали долгие годы. Десятилетия. Казалось, Керчь вышла на улицы вся, целиком - от младенцев до дряхлых старцев. Стоя в единодушной, многоголовой, громкоголосой толпе, чувствуя, как ежеминутно пробегают мурашки по позвоночнику, не верилось, что кто-то - хотя бы одна живая душа - остался дома.

Праздник, ещё недавно казавшийся формальностью, официозом, внезапно ожил, возродился заново, получил новое содержание, а именно: Огромное число людей почувствовало, что называется, на собственной шкуре, что у них пытаются отнять не просто привычное, но самое дорогое. Пытаясь найти слова, чтобы описать эту свою жажду - отстоять, скорбь и гордость - выразить, люди наполняют первоначальным смыслом, выхолощенные от долгого употребления, штампы, и те наполняются силой и свежестью.

Такова правда дня.

Нет иной возможности не сойти с ума в королевстве кривых зеркал, как только со всей страстью, со всей отдачей защищать зеркала прямые-правые, вытащить их из старых кладовых, натереть до блеска и вглядываясь в амальгаму, вспоминать очертания настоящей, не искаженной действительности. Чтобы снова увидеть во всей полноте и в подробностях, - да! Победа - святая. Праздник - со слезами на глазах. Русский воин - освободитель. Красная армия - всех сильней. И горит Золотая Звезда.

***

Коснусь момента, о котором еще никто не вспомнил.

Всю свою жизнь мы знали, что в сумерках 8 мая на площади Ленина загораются факелы. На улице Советской строятся колонны. Огненная река течет на вершину горы Митридат, к Обелиску Славы. Действие завершается поздравлением ветеранов, возложением цветов, а позже - и театрализованным представлением – штурмом горы советскими войсками. «Немцы» в багровых сполохах пиротехники опрокинуты, «наши» дают салют холостых выстрелов у башенки Вечного Огня.

В детстве вопрос "почему?" не вставал. Ходим, все ходим, целым городом. Так принято - и так весело, так торжественно, так важно! В этом чувствовалась некая контрапункта, противопоставление «неправильным» факельным шествиям, памятным по кинохронике нацистской Германии. Особенно в последнее время, когда с факелами по улицам наших (тогда наших) городов с факелами вышагивал образец гнуси человеческой – новые фашисты. Прямо, как в Нюрнберге. (Украина в те годы как раз начала это демонстрировать). Так что же это получается: мы тоже? Назло, но также? Керчане, потомки героев, дети и внуки советских воинов, и... как же так?

Но разберёмся. Фашизм – и его бендеровские последыши подтвердили это правило, - система, не способная породить что-то свое. Фашизм просто украл обычай у Рима, наследника седой Эллады. Исказил его так же, как исказил древний символ Солнца. Втоптал в грязь. И наше, керченское шествие - это бессознательное стремление отобрать свое у вора и очистить от коричневой нацистской накипи.

Краеведческая справка.

Мы выяснили, что здесь, в Керчи, огонь поднимался на гору еще до нашей эры. Мы прочли все, что удалось найти, о древнегреческих мистериях в целом и о мистериях Деметры-покровительницы древнего Пантикапея в частности. Мы поняли, почему факельное шествие возродилось в Керчи стихийно, уже через полтора десятка лет после Великой Отечественной. И почему в те годы правительство СССР, вопреки запрету на всё сколь-нибудь похожее на фашистские ритуалы, официально закрепило факельное шествие в качестве праздничной традиции нашего города-героя. Кстати, это случилось в 1974 году одновременно с присвоением звания. А до того существовало в виде воистину народного движения, движения вверх, на гору, чуть ли не интуитивного движения на древнюю агору античной столицы Причерноморья.

Вспомним.

Керчь. Она же Пантикапей.

С V века до н.э столица огромной империи – Боспорского позже со II-го века до н.э. Понтийского царства вела войны, столь же масштабные и значимые, как для нас в историческом «вчера» - Великая Отечественная. Шутка ли, противостоять самому Риму? Теперь, напомним, что Боспор – факт общеизвестный для историков, - прямой потомок Эллады, куда более последовательный, чем развратный Рим. Эллинистическая традиция сохранялась в Пантикапее в хрестоматийной точности, на которую в культурном плане мало повлияли как кочевые скифы, так и местные испокон оседлые тавры.

Некогда же Эллада была крупнейшей морской державой, с множеством городов-портов-форпостов и морских торговых путей. Воины Эллады и ее моряки гибли вдали от дома. Их тени терялись на чужих просторах, бродили и маялись, не находя дороги домой, чтобы уже там, дома, на собственной земле, обрести достойные проводы, обрести покой. Спуститься в "Аидову мглу", увидеть предков, родных и близких, прежде чем погрузиться согласно верованию в вечное беспамятство. Помочь преодолеть им эту несправедливость обязаны были живые. Зажечь огонь на погребальном кургане, на прибрежной скале, на горе, чтобы заблудшая в морских далях тень пришла на свет. Со временем огонь на гору (благо в Греции их доставало) стали носить сообща, в определенные дни, и этот обряд вошел в ритуальный состав мистерий, посвященных главным божествам Эллады.

Но суть осталась прежней, - помощь затерянным павшим.

Как же выразительно переплетается сакральная составляющая этого ритуала с тем смыслом, который вкладывается в факельное шествие на гору Митридат ветеранами и потомками героев Великой Отечественной войны. Ведь и сама гора Митридат, на которой кипели отчаянные бои во время двух освобождений - двух оборон города, практически, один сплошной могильный курган, и, возвышаясь над морем, разве не служит она маяком для душ тысяч десантников оставшихся в волнах… а сколько пропавших без вести лежит по сей день в степях Крымского фронта, видимых с горы на многие километры?

Бросьте подсчёты. Достаточно сказать, что обе десантных операции Керченско-Феодосийская и Эльтигенская – количеством переброшенных войск уступают только Нормандской высадке, а подвиг защитников Аджимушкая вообще не имеет аналогов в военной истории человечества.

Так что, нам еще, всем вместе, носить и носить...

Актуально

...Мы помним годы, когда огненная река превратилась в узкие ручейки. Когда в толпе, поднимавшейся на Митридат, где-нигде мелькал огонек. Когда сами поддавались слабости и не ездили в центр на восьмое - отчасти из-за лени, отчасти для того, чтобы не видеть это стыдобище.

Но последнее 8 мая этого года оправдало все. Годы ожидания, годы надежд и разочарований. Нет, не стройные колонны школьников и студентов, на этот раз не поддавшиеся ни на уговоры, ни на приказы, а пришедшие сами, в запале реального противостояния тьме. Теперь - всё оправдывало количество факелов в толпах зрителей, неисчислимое число тех, кто влился в шествие сам, добровольно, тех, кто припас, купил, достал, сколотил факел и пришел на площадь, убеждало нас в том, что Керчь вспомнилась-опомнилась, проснулась.

Керчь вспомнилась, какой была в 10-летие, 30-летие, 40-летие Победы, зажгла огонь и принесла его на гору. Поминая, как подобает, великих мёртвых, и очищаясь сама от двух десятилетий морока и забвения.

И то, как выглядит это героическое и, если хотите, мистическое сакральное действо не называется бесцветным словом - «впечатление». Для каждого, увидевшего его, уверен, факельное шествие в Керчи будет настоящим потрясением.

Я хочу сказать: «такого вы больше нигде не увидите!»

Я хочу сказать: «такого вы никогда не забудете!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру