Как в Крыму появилась первая в мире детская академия наук

В апреле 1963 года крымскими школьниками и их наставниками была создана детская научно-исследовательская организация "Искатель"

 Предвосхищая начало работы Малой Академии наук, киевский писатель-фантаст Игорь Росоховатский еще в январе 1963 года рассказал на страницах газеты «Юный ленинец» о крымских школьниках – юных кибернетиках и математиках, историках и астрономах, техниках и археологах, мечтающих о больших открытиях и создании в Крыму собственной научной школы. В то время на полуострове было несколько организаций юных исследователей: в ялтинской средней школе №6 работал кружок кибернетиков, в юношеской обсерватории на территории симферопольского Детского парка собирались юные астрономы, в парке Салгирка проводили опыты юные ботаники или как их тогда называли – юные натуралисты, юннаты. В старом двухэтажном доме на ул. Гоголя, 26 размещалась областная станция юных техников, а на Турецкой, 8 станция юных туристов и краеведов. Именно на их фундаменте и появилась «детская академия наук».

 

Первые искатели

- Успех любого дела определяют энтузиасты, особенно это важно для внешкольного образования, -  говорит Эммануил Неверодский, директор Крымского Республиканского учебно-исследовательского центра учащейся молодёжи, бывший директор Крымской областной СЮТ. - Крымской областной станции юных техников в то время с организаторами внешкольного образования повезло. 60-е годы были годами педагогического энтузиазма, тогда во всех сферах общества был энтузиазм. Была вера в то, что наука и техника сможет всё, и что, действительно, через 20 лет мы будем жить при коммунизме. Создание такой атмосферы для внешкольного образования в Крыму вылилось в создание Малой Академии наук, и оно не могло не привлечь внимание крупнейших учёных СССР. Этот почин поддержал Президент Академии наук СССР академик Мстислав Всеволодович Келдыш, словом и делом поддержал создание МАН академик Борис Евгеньевич Патон. Для меня дух МАН проявился, когда я работал с детьми руководителем секции химии. Это было совместное творчество, у нас были одни и те же интересы, это то, что определяет МАН. Собираются вместе самые яркие дети, к ним приезжают учёные – носители традиций, и эти традиции тут передаются. Вот это и есть МАН.

20 апреля 1963 года актовый зал Дома профсоюзов на ул. Севастопольской был полон. Крымские школьники, преподаватели, известные ученые собрались там на первую учредительную сессию Малой Академии наук школьников Крыма «Искатель»

- Я была тогда делегатом сессии, - вспоминает первый вице-президент МАН, замдиректора Крымского Республиканского учебно-исследовательского центра учащейся молодежи (КРУИЦУМ) Анна Ломакина. – И в самом начале нам зачитали телеграмму Президента Академии наук УССР Бориса Евгеньевича Патона, который пожелал успехов в работе нашему «Искателю». Тогда появилась гордость – у нас Академия! Затем мы избрали Президента, первых вице-президентов – школьников. Одним из них стал Володя Завьялов, он учился тогда в 14-й школе, а вторым – я. Тогда же на первой сессии мы принимали первых действительных членов организации. А чтобы стать действительным членом, нужно было внести творческий взнос. Это какие-то работы, результаты которых докладывались здесь представителям разных секций. Многие из тех, кто стал действительным членом на первой сессии, пошли в большую науку...

На первой учредительной сессии МАН был избран и ее первый президент – доктор геолого-минералогических наук, профессор Яков Дмитриевич Козин (1896-1973). За первые десять лет его руководства филиалы Академии были созданы во всех городах Крыма. В них занимались 12 тысяч старшеклассников! Более 1000 ребят стали кандидатами и около 300 действительными членами МАН. В работе МАН принимали участие академик Андрей Николаевич Колмогоров, члены-корреспонденты Академии наук СССР и Украины Анатолий Александрович Стогний, Виталий Демьянович Присяжный, профессора МГУ им. Ломоносова, доктора и кандидаты наук из институтов кибернетики и аэродинамики Академии наук СССР. Особенно активно это творческое общение ученых и крымских школьников проходило и проходит в летних лагерях МАН.

- Словосочетание «летние лагерные сборы» для каждого члена МАН, а бывших МАНовцев не бывает, значит гораздо больше, чем традиционное пионерское лето, - говорит замначальника Управления по научно-технической и инновационной политике Юлия Гавриленко. - Это не просто встреча с единомышленниками и друзьями, это встречи с замечательными людьми, которые охотно дарят свои знания, свой опыт и свой интеллект ребятам. Впервые попав в МАНовский лагерь в 11-ю школу города Евпатории в 1976 году я познакомилась с Львом Ивановичем Дудариным, другими учеными. Эти люди оставили след на всю оставшуюся жизнь. Дело в том, что в лагере собираются единомышленники, собираются ребята, которые себя проявили. Этим людям интереснее вместе, чем порознь, интересно что-то делать, интересно неизведанное и неоткрытое. Я не знаю ничего лучшего, чем МАНовский лагерь…

Полевое общение

Есть в МАН еще одна традиция. Ребята общаются с учеными не только во время отдыха в летнем лагере, но и во время работы в лагерях археологических. И начало ей было положено еще в 1953 году, когда руководителем археологического кружка областной детской экскурсионно-туристической станции стал Олег Иванович Домбровский (1914 – 1994), ученый секретарь Крымского отделения института археологии Академии наук УССР. Он был одним из инициаторов создания Малой академии наук, многие годы руководил в ней археологической секцией – «бродячей академией», как называл ее сам ученый. А его самого ученики называли «Шеф».

- В 70-е уже не так бродили, все-таки возраст Олега Ивановича сказывался, - вспоминает кандидат исторических наук Вадим Кутайсов. - А в 50-60-е даже были зимние лыжные походы с ночевкой на снегу! Каждые субботу и воскресенье мы выезжали куда-то, заказывали автобус. У нас всё время было занято время, мы с нетерпением ждали субботу, чтобы куда-то поехать. Домбровский не был женат, его жена погибла в блокаду Ленинграда. Он всю любовь отдал детям. Экспедиция – как семья. Мы готовили по очереди, мыли посуду, выручали друг друга. Если местные хулиганы приходили с нами разобраться, то мы стояли друг за друга горой. До сих пор все ребята, которые были у Олега Ивановича, мои близкие друзья. Благодаря его экспедициям мы, школьники, познавали Крым, побывали в разных местах нашего полуострова И до сих пор мы знаем прекрасно полуостров, который прошли пешком.

В 1965 году во время одной из экспедиций «бродячей академии» на южном склоне Чатыр-Дага была открыта новая пещера и ей дали имя МАН. А всего археологической секцией МАН под руководством Домбровского были открыты более десяти средневековых поселений, обследовано несколько пещер, произведены раскопки семнадцати феодальных укреплений. Кстати, со времени первых занятий, проведённых Олегом Ивановичем Домбровским с юными археологами, адрес туристической станции не изменился – ул. Турецкая, 8. Здесь юные историки и краеведы обосновались в декабре 1944 года. А до войны станция находилась в одноэтажном доме на ул. Греческой рядом со Свято-Троицким собором. В 50-е годы юные краеведы прокладывали новые маршруты, искали старые горные тропы, приводили в порядок источники. Работа ребят в кружках туристической станции стала всё больше приобретать исследовательский характер. После создания МАН станция стала центром историко-поисковой работы историко-археологической секции. 

 - Хотелось побывать в партизанских местах, прикоснуться к тем условиям, в которых бы-ли партизаны, - вспоминает Николай Заколдаев, учитель географии Симферопольской школы №12, действи-тельный член МАН в 1966 г.. -  Особенно поразил зимний поход, когда мы поднимались на высоту 1025 к партизанской пушке, а она не была поднята тогда наверх и лежала на склоне. Мы не просто ходили в походы, а занимались ещё и исследовательской работой. Готовили по линии МАН доклады, работы писали, связанные с историей Крыма, в том числе и с военно-историческими событиями, которые проходили здесь, и с Великой Отечественной войной. 

Семидесятники

В 70-е годы в истории МАН начался новый этап. Это было время массового вовлечения ребят старшеклассников в научный поиск.

- «Семидесятники» - это особая категория людей, - поясняет Василий Потехин, заведующий Крымским облоно в 1972-1982 годах, - Это люди, которые на плечах прошлого горя начали созидать. Мы все гордились собой, а гордость рождает энтузиазм. Это делалось не за деньги, это делалось потому, что хотелось. Хотелось проявить себя. Познакомившись с работой школ, я пришел к выводу, что те кружки, которые ведут инициаторы, учителя на свой вкус, страх и риск, нужно привести в определенную систему. И поэтому, ознакомившись с работой МАН, я подумал, что сюда нужен человек, который бы горел этой работой. Не просто собрать элитарную группу детей и играть во взрослых, а надо было поднять все школы, все 300 тысяч детей на эту работу. Поэтому мы пригласили на работу Валентина Касаткина (1926-1998), которого я уже знал по Ялте. Он согласился. Мы уже разработали тактику, а потом она превратилась в стратегию – в каждой школе отделение МАН. Значит ли это, что мы готовили всех к тому, чтобы они стали учеными, писателями? Нет. Мы, в принципе, готовили их к работе в нашей стране. Работе кем угодно, но творческой. А потом наша Крымская организация стала превращаться во всеукраинскую, а потом во всесоюзную. Ведь именно из Крыма вышла игра «Зарница», из Крыма вышла и стала всесоюзной игра «Орленок», из Крыма пошла и Малая Академия наук...

В 1973 году с приходом в МАН профессора Касаткина начался новый этап и в жизни самого Валентина Николаевича. Деятельность его как педагога началась в 1957 году. Учитель математики ялтинской средней школы №6 первым в Крыму организовал школьный кружок кибернетики. В то время в Крыму было всего две ЭВМ – в Крымской астрофизической обсерватории и в Космическом центре в Евпатории. Ялтинские ребята создали третью. Правда, она выполняла всего два действия – складывала и вычитала цифры от 1 до 3. Но это было только начало. Через два года появилась вычислительная машина «Костер». Она уже выполняла сложные математические вычисления. С первого дня возникновения МАН Валентин Николаевич возглавил в академии секцию кибернетики, а уже через год, в 1964-м переехал из Ялты в Симферополь и стал преподавать на кафедре математического анализа в Симферопольском пединституте. Наука электронного программирования начиналась в 60-е годы с создания кибернетических игрушек. В кибернетические игры играли тогда и взрослые, и дети. В Симферополе на станции юных техников была создана электронная черепаха с милым именем Маша. Она умела передвигаться, реагировала на свет и звук. В 1974 году на выставке в США экспонировался электронный жук, изготовленный МАНовцами-кибернетиками Сашей Кравченко, Мишей Бойко и Борей Лукьяненко. Кибернетический автомат «Каштанка» побывал в Москве на Всесоюзной научно-технической выставке, а также в Бельгии и Голландии. Для многих ребят кибернетическая секция МАН стала первой ступенькой в большую науку.

- Валентина Николаевича называют отцом детской кибернетики потому, что он выпустил первую научно-популярную литературу по кибернетике для детей, в которой изложил основы кибернетики, математической логики, систем счисления, - рассказывает кандидат физико-математических наук Юрий Кудряшов. – Он был организатором первой специальности, связанной с кибернетикой, сейчас это называется информатикой и специальность «математика и программирование». Большая заслуга Касаткина была в том, что он вычленил в кибернетике те основы, которые можно объяснить школьнику и его заинтересовать.

С 1969 года в МАН работает заочная школа кибернетики, созданная Касаткиным. Сюда на консультации с преподавателями и учёными приезжают ребята не только из Крыма, но и из других областей Украины. Многие из них начинали знакомство с наукой электронного программирования по книге Касаткина «Азбука кибернетики», которая была переиздана в Болгарии, Испании и Японии.

- Я познакомилась с Валентином Николаевиче Касаткиным когда была ученицей 9-го класса в 1967 году, - рассказывает Наталья Апатова, профессор, доктор педагогических наук, декан экономического факультета ТНУ. - Я была членом МАН по секции физики, а он руководил секцией кибернетиков. Он выступал на секции, на сессиях всегда очень эмоционально, умел зажечь зал, вдохнуть энтузиазм. И с тех пор именно такой его образ новатора-энтузиаста сохранился, и он именно таким оставался до конца своих дней. Он всегда был в форме, он всегда был полон энергии. Он работал непрерывно. С нами общался как с равными, мы могли всегда к нему прийти, поговорить на любую волнующую нас тему. Мы называли его классным папой, так оно и было, он о нас заботился, и мы его любили. Касаткин был один из тех людей, к мнению которого прислушивались на всех уровнях. Его знали не только местные руководители, но и в Москве. МАН была его родным детищем. Он до последних дней был президентом и очень много уделял ей внимания.

Продолжение следует

За 52 года Малую Академию наук «Искатель» прошли более 100 тыс. крымских школьников, более 7 тыс. из них были избраны действительными членами МАН. Ее воспитанники получили более 200 медалей ВДНХ СССР, а в 1978 году «Искатель» был награжден премией ЦК ВЛКСМ.

История МАН продолжается. При открытии МАН в Академии работало 6 научных секций, сейчас их 26, объединенных в 6 отделений. Телекоммуникационная сеть cris.net, созданная в 1994 году вторым поколением кибернетиков МАН, входила в 5-ку лучших интернет-провайдеров Украины. В 97-м крымский школьник Олег Язев стал призером Всемирной олимпиады по химии в Мельбурне, а в 2001-м Антон Шефалюк получил серебряную медаль на математической олимпиаде в США. Высшую награду Международной федерации фотохудожников – золотую медаль ФИАП – получила действительный член МАН, участница ялтинской фотостудии «Огонек» Аня Пискунова. В 2002 году делегация МАН Крыма заняла первое место на 4-й межгосударственной конференции в Москве «Старт в науку». Через 27 лет после открытия симферопольским школьником Сергеем Ощепковым новой звезды в созвездии Лебедя СОЛАвец следующего поколения Саша Бодовский получил звание действительного члена МАН за исследование этой звезды. Его доклад представлен на Международной конференции молодых учёных в Москве. Для сотен юных исследователей Академия стала первой ступенькой в большую науку, с которой они связали в дальнейшем свою жизнь. Сейчас туда приходят дети первых МАНовцев. А совсем скоро сюда придут и их внуки. И продолжится традиция, которая делает эту организацию уникальной. Потому что именно здесь подростки с искрой таланта обретают веру в свои силы и своё право на поиск научной истины. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 22 апреля 2015

Заголовок в газете: МАН «Искатель»: старт в науку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру