Бессменный знаменосец: десять лет ветераны-подводники доверяют нести на парадах в Севастополе знамя ВМФ Валерию Миколинскому.

Невозможно не заметить на параде в Севастополе в колонне ветеранов подводного флота подтянутого крепкого бородача. Десять лет он бессменно несет флаг ВМФ. Намерен капитан 3 ранга, командир БЧ5 Валерий Павлович Миколинский и в День 70-летия Победы пронести его по улицам города…

 

Бессменный знаменосец: десять лет ветераны-подводники доверяют нести на парадах в Севастополе знамя ВМФ Валерию Миколинскому.
Фото из архива В.Миколинского.

От войны до Ура-Губы

Мирная жизнь на втором этаже двухэтажного дома на Корабельном спуске закончилась 22 июня 1941 года. Валере было два годика. Отец ушел на фронт. Больше его семья не видела. Погиб Павел Игнатьевич под Шауляем 27 июля 1944 года. Пришла похоронка. В 42-м их дом и соседний немцы разбомбили. Мама с детьми перебралась в пещеру. Годы оккупации – самые страшные в жизни севастопольского мальчишки. Уже после освобождения города пошел Валера в школу №102 расположенную за паровозным депо. Позже эта школа получила номер 61. А потом и новое здание у железнодорожного вокзала. Затем поступил паренек в вечернюю школу и стал работать в военной мастерской. Когда ему исполнилось 17 лет сдал экзамены на матроса и пошел сначала на малый морской танкер «Индига», потом на МБ34 - американский буксир постройки 1946 года. С этого буксира был призван на службу и попал в город Пинск в Белоруссии, в первый учебный отряд ВМФ . Это был первый выпуск, который отправили на Черноморский флот. После срочной службы, в 1962 году во время кубинского кризиса поступил Миколинский в «Голландию». Практику проходили на севере в Ура-Губе. Тогда она еще Ура-Губа была, а не Видяево. Потом на Камчатку попал. Преддипломную практику проходил во Владивостоке на подводной лодке 629-го проекта. Это дизельная лодка с тремя ракетами. Она тогда модернизировалась под подводный пуск.

- Когда мы с женой приехали в Петропавловск-Камчатский, встречаем моего товарища по училищу Виталия Винокурова, - вспоминает Валерий Павлович. - Он выпускался на два года раньше и его только что назначили командиром БЧ5. У Виталия были проблемы со здоровьем, есть направление в госпиталь. А группу механиков на лодке оставить не на кого. Он говорит: «Валера, пошли ко мне на лодку. Это ничего, что у тебя предписание есть. Начальник отдела кадров Камчатской военной флотилии (тогда был капитан 1 ранга Саксонов), обещал мне, что первого, кого я приведу, он мне назначит командиром группы». Пошли в отдел кадров. Да действительно, Саксонов свое слово сдержал. И я был переназначен с К-129 на буки-101. Сразу же поехал на лодку. Лодка проходила швартовые испытания. Так началась моя служба на 101…

Жизнь в автономке

Фото из архива В.Миколинского.

Потом были у Миколинского и другие переводы, назначения, должности, лодки – С-73, Б-55, Б-33… Валерий Павлович помнит по дням все походы на лодках и может много интересного рассказать об особенностях интернациональных экипажей.

- На С73 у нас был один ительмен, другой - бухарский еврей, - вспоминает ветеран-подводник. – И возник у них конфликт. Я эту проблему решил просто. Одного поставил электриком центрального поста, другого перевел в шестой отсек. Благодаря этому на лодке они практически не встречались, даже во время приема пищи. А на берегу в казарме старшин команд я настраивал так, чтобы они меньше контактировали между собой. К нам приходило очень много узбеков. Я даже не знал такие национальности, как допустим горный шорец. И шорцы были, и эвенки были, и ительмены были. Но большинство - узбеки. Хорошие, нормальные ребята. Сначала, как правило, месяц их держали на лодке. После ужина - опять на лодку изучать материальную часть. В это время старшины команд и командиры отделений занимались с ними. Таким образом складывался коллектив…

С особой теплотой Валерий Павлович вспоминает о коках в автономках – случайных ребят там не было, все спецы в своем деле, ведь вкусный обед был залогом хорошего настроения…

- Рацион включал рыбу, мясо, сгущенку, - рассказывает Миколинский - Каждый день выдавалась вобла, шоколад. Все не съедалось. Не возможно было все съесть. И каждый день 50 грамм сухого вина. Когда комбриг с нами ходил, адмирал, то и ему 50 грамм коньяка было положено. Игра в карты на лодках исключалась, это строго проверялось. Брали несколько кинокомедий. В неделю крутили два, три раза. Особенно моряки любили смотреть, когда «Кавказскую пленницу»… крутили наоборот. Но особо времени не было развлекаться. Во-первых, необходимо было нести вахты в каждом отсеке, во-вторых - уход за матчастью. Хочешь не хочешь, если дизеля не работают, их все равно проверять надо. Ночью всплывать нужно на подзарядку. А режим был такой: пять суток под водой на шестые сутки уходишь из района и всплываешь. Как говориться, в нейтральные воды. Там делается зарядка батарей до утра. Утром погружение и опять в район… Под Гуамом температура воды за бортом 28-32 градусов. Самое тяжелое было в шестом отсеке нести вахту на станциях управления главными гребными электродвигателями. Там температура доходила до 62-64 градусов. Спасались так: стояли воздухоохладители на каждый электродвигатель, а их там три. Моряки после вахты к этим воздухоохладителям, там немного поддувало, но все равно температура ниже 34 градусов не опускалась. В четвертом отсеке камбуз. Там тоже очень жарко. Были случаи, когда у моряков были тепловые удары. Не у коков, а у тех моряков, которые выделялись каждый день в наряд и были рабочими по камбузу. Были случаи, что рабочие по камбузу получали тепловые удары.

Срок срочной службы на подлодке сначала был 4 года, но в 1968 году сделали 3 года. И по мнению Миколинского, переходный период с одного срока службы на другой принес много неприятностей. Матросы стали хуже знать лодку. Третий год матрос начал служить, он считает себя «годком». Если он чего-то не знал, то на третьем году он считает, что и знать уже не обязательно. А когда четыре года служили, то и знания были серьезными. Командира отделения трюмных, старшину первой статьи можно было дежурным по лодке поставить. А это большая океанская подводная лодка 641-го проекта.

Фото из архива В.Миколинского.

Надежный тыл

Надежный тыл Миколинский ценил высоко: «Не было бы у нас нормальных жен, не было бы у нас ни погон, ни званий, ни наград, ничего. В основном это конечно заслуга наших жен. Они умели не только встречать, но и ждать».

- Обычно, когда молодой офицер приходит, его назначают на лодку, и жить, как, правило, негде, - говорит Валерий Павлович. - Первое, что предоставляется – это каюта на плавказарме или на плавбазе на два, три месяца. Бывало, что жили и по шесть месяцев на плавказарме.

Миколинский получил свою комнату «8 метров» в августе 68-го. Потом жена уехала в Севастополь рожать сына.

- С семьей тяжко получилось, - рассказывает Валерий Павлович. - Когда на С73 мы пришли во Владивосток, нам сразу сказали: «Ищите квартиры, вы не наши». Нашли мы квартиру. А когда пришли в базу Малый Улисс, то жена меня с сыном уже встречали во Владивостоке. Пришли, а жить негде. Сын заболел. Сначала врач не могла определить, что да как. Когда определи, было поздно. Положили в больницу, и он там помер. Два годика мужику было. После этого дочь родилась. Старшая дочь Юлия. Когда наступал май месяц, я с Камчатки отправлял их в Севастополь. Они жили в доме у моей мамы. Зимовали они на Камчатке. Когда я перевелся в Севастополь в 1982 году, родилась дочь Кристина. Когда демобилизовался, получил нормальную квартиру на Летчиках. Я ее оставил старшей дочери. В 1990 году мама померла.

С того времени в мамином доме и живет Валерий Павлович. В доме оборудован иконостас, где каждый день Миколинский молится за Россию. Старшая дочь Юлия окончила институт по специальности «бухгалтерский учет и аудит», работала и аудитором, и бухгалтером. Младшая дочь Кристина с отличием окончила Харьковский экономический институт. По профессии она маркетолог. Сейчас она работает в Севастополе. Старший внук Александр, любимец деда, пошел по его стопам. Поступил в Новороссийскую Академию, закончил ее. Сейчас на танкере третий помощник. Старшая внучка Алиса учится в шестом классе. Младшая внучка Валерия учится в пятом классе. Внук Марк пошел в школу. Младшие внуки живут с дедом.

Раньше Валерий Павлович занимался поделками, мечтал на пенсии заняться моделями лодок. Но море не отпускало. Работал механиком на санитарном судне, потом на СБ5, потом на судне физических полей «Северодонецк». Последние 8 лет был старшим механиком на танкере «Бахмач». В апреле месяце 2013 года по состоянию здоровья после операции уволился по собственному желанию. Общий стаж воинской службы 27 лет, с выслугой - 35. Общий трудовой стаж – почти 60 лет. И вся его жизнь связана с морем.

Дочь Юлия и внучка Алиса на День Победы в 2014-м шли в колонне ветеранов Бессмертного полка с портретом Павла Игнатьевича Миколинского, деда и прадеда. В этом году портрет воина будут нести две правнучки. 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру