Служба «102» в Крыму: звено в раскрытии преступлений по горячим следам.

28 марта сотрудники дежурных частей МВД России отмечали свой профессиональный праздник.

Впервые к этой традиции будут причастны и крымские полицейские. В этот день 97 лет назад появилось первое такое подразделение в системе российских правоохранителей.

 

28 марта сотрудники дежурных частей МВД России отмечали свой профессиональный праздник.

 И если по крылатому выражению театр начинается с вешалки, то любое отделение полиции начинается с дежурной части. Сотрудники службы «102» (ранее 02) преступников не выслеживают и не участвуют в погоне, но от их реакции на тревожный звонок часто зависит успех операции, здоровье и жизнь потерпевших…

Раскаленные телефоны

Оказавшись в дежурной части, сразу обращаешь внимание на большой экран. Там «картинки» с камер видеонаблюдения, расположенных в самых многолюдных местах Ялты. А на карте города цветными магнитами обозначено текущее местоположение оперативных групп. Все это помогает при поступлении тревожного сигнала быстро сориентировать наряды полиции… О специфике службы корреспонденту «МК в Крыму» рассказали начальник дежурной части УМВД РФ по Ялте Максим Никоноров и капитан полиции, оператор службы "102" Игорь Бартков.

- В дежурную часть стекается вся оперативная информация о происшествиях и правонарушениях, - говорит Максим Владимирович. – По указанному адресу сразу же выезжает следственно-оперативная группа в полном составе. Практически каждое сообщение от граждан требует немедленного реагирования, сотрудник дежурной части должен моментально сориентироваться и нацелить патрульные экипажи на место происшествия.

По его словам, за сутки операторы службы «102» принимают в среднем около 600 звонков, а в выходные и праздничные дни, также как и в любые дни курортного сезона эта цифра существенно увеличивается. Но из такого количества звонков, только 40-50 оказываются «по существу», относящиеся к серьезным ЧП и правонарушениям. Остальные справочного характера, порой с полицией даже не связанные. Люди просят им что-то объяснить или жалуются, что в доме не работает кран или сильно шумят соседи, а однажды просили помощи, чтобы снять с дерева котенка, который высоко залез. Возможно, такие звонки - это следствие старой привычки, чтобы ни случилось - звонить в полицию. Конечно, мы стараемся уделить внимание каждому и помочь в пределах нашей компетентности".

Капитан полиции, оператор службы "102" Игорь Бартков.

- Дежурная часть тесно взаимодействует с другими экстренными службами - МЧС, Скорая помощью, АТС, - рассказывает Игорь Бартков. - К сожалению, иногда бывает, что люди не понимая значения и важности номера «102» набирают его ради забавы, тем самым отвлекая сотрудников полиции и занимая жизненно необходимую кому-то линию. Или родители, проявляя легкомыслие, дают мобильный телефон ребенку и те, в качестве игры, случайно набирают номер «102» и что-то говорят, кричат. При этом полиция реагирует на звонок, так как не ясно, что происходит. Возможно, ребенок попал в какую-то опасную ситуацию и позвонил? Если выясняется что это не так, их родителей может ожидать административный штраф.

Сотрудники дежурной части привели в пример случай прошлого года, когда крепко выпивший ялтинец позвонил на линию «102» и заявил о заминировании одного из объектов города. Меры реагирования были приняты незамедлительно - все экстренные бригады МВД и МЧС города, а также прибыли кинолог с розыскной собакой и экипаж ГИБДД, однако в результате проверки выяснилось, что заявитель пошутил. И только все улеглось, как шутник снова дозвонился в полицию и представившись Владимиром Лениным, сообщил, что у него в квартире хомячок покончил жизнь самоубийством. Суд приговорил его к общественным работам и большому штрафу по ст. 207 Уголовного Кодекса РФ за ложное сообщение.

А иногда бдительность граждан предотвращает трагедии. Недавно на линию «102» поступил звонок от одного неравнодушного ялтинца, который сообщил, что видит, как по трассе в районе Ласточкиного гнезда идет женщина, внешний вид которой и поведение вызывают сомнение в ее психическом здоровье и ведет за руку маленькую девочку. На место экстренно была направлена группа полиции. Заявитель же тем временем по указанию полицейского задержал женщину с ребенком. Выяснилось, что женщина действительно психически нездорова и, проходя мимо одной из детских площадок, просто взяла за руку и повела с собой маленького ребенка! И кто знает, что могло бы случиться с малышкой, если бы не заявитель и своевременная реакция полиции. А ведь женщину с ребенком видели десятки людей, а проявил бдительность, возможно спасшую ребенка только один из них.

Всегда – 102.

Каждому, кто обращается в службу «102» требуется внимание, поэтому сотрудникам приходится быть и психологами. Иногда людей нужно успокоить, помочь правовым советом, а так же оказать простое житейское сочувствие в беде.

- У нас был необычный случай, когда в отдел полиции позвонил мужчина и сообщил , что на площади Ленина - драка, группа из трех человек в нетрезвом состоянии напала на молодого парня, - рассказывает Максим Никоноров. - Звонивший просил, чтобы дежурная часть немедленно направила оперативную группу на место происшествия, для пресечения противоправных действий . И что вы думаете ? Через 5 минут наши сотрудники были на месте, но ни банду, ни малейшего намека на драку не обнаружили. Снова звонит заявитель и просит полицейских приехать как можно быстрее. Говорит, что он стоит в центре города на площади Ленина и драка идет в самом разгаре. Наши сотрудники окружили площадь со всех сторон, а очевидец звонит и звонит. У него спрашивают «Где вы находитесь? Ближе к памятнику Ленина или к морю ? » На что он отвечает : «Да откуда ж я знаю, с какой стороны море ближе к Днепропетровску?». Вот такой был курьезный случай из-за ошибки оператора АТС, но слава Богу парень не пострадал, как мы узнали позже.

Интересуюсь, а после работы – как ребята дома реагируют на поступающие телефонные звонки, нет порыва продолжить дежурство и ответить «Служба 102. Слушаю…»

- Может быть, у кого-то из сотрудников и бывает такое, что сняв трубку домашнего телефона – он «принимает вызов», - смеется Игорь Бартков. – Я-то, если честно, дома редко пользуюсь стационарным телефоном, в основном мобильным. Хотя был момент, когда нужно было позвонить домой, а я по инерции, все время набирал номер отдела полиции. Но с таким жестким графиком как у нас, можно сказать, что работа - это твой второй дом.

 

Начальник дежурной части УМВД РФ по Ялте Максим Никоноров
 Сотрудники дежурной части в большинстве имеют многолетний опыт работы в органах правопорядка «на земле», поэтому хорошо знакомы с проблемами и ситуациями людей не только «по телефону» но и лично, что позволяет понять любую ситуацию в целом.

- В раскрытии преступлений очень помогает видеофиксация, показания свидетелей, которые идут нам на встречу и стараются дать максимально хорошую ориентировку, вспомнить какие-то детали, которые помогут в работе, - поясняет Максим Никоноров. - Важно, чтобы позвонивший нам человек мог спокойно и точно все рассказать, без лишних эмоций. Так преступление раскрывается намного быстрее. На сегодняшний, день большая часть преступлений раскрывается именно по горячим следам. Самые основные проблемы, с которыми звонят люди - это вопросы семейно-бытового характера, распитие спиртных напитков в неустановленном месте, грабежи, в летнее время учащаются кражи. Поэтому скажу к слову "Будьте бдительны !"

Дежурная часть полиции несет свою службу в круглосуточном режиме, поэтому в любой момент полицейские готовы помочь тем, кому это необходимо и стоят на страже порядка и покоя жителей и гостей Ялты.

Девиз службы «102» - «Мы услышим и поможем» и это действительно так. Они готовы услышать и помочь любому из нас. И они делают это. Каждый день, каждую ночь. Без выходных и праздников. Всегда. «102».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2015

Заголовок в газете: Служба «102»: звено в раскрытии преступлений по горячим следам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру