Михаил Курков: «Мы обеспечим крымчан российскими продуктами»

Глава ПАО «Крымская продовольственная компания» уверен: продукция отечественного производителя обойдется нам дешевле и качественней любого импорта.

Вопросы продовольственной безопасности всегда остро стоят на повестке дня, но за последний год в Крыму они приобрели особую актуальность. Как бы ни пытались украинские СМИ фантазировать на тему пустых полок в крымских магазинах, властям республики удалось не допустить дефицита продуктов питания. И хотя Украина объявила Крыму продуктовую блокаду, сельхозпродукция оттуда к нам все же попадает контрабандным путем.

Глава ПАО «Крымская продовольственная компания» уверен: продукция отечественного производителя обойдется нам дешевле и качественней любого импорта.
Михаил Курков

Хотя от украинских продуктов следует отвыкать, ведь российские продтовары и по качеству лучше украинских, и при грамотной логистике обойдутся потребителю дешевле, считает внештатный советник главы Республики Крым по продовольственной безопасности, председатель правления ПАО «Крымская продовольственная компания» Михаил Курков. Мы решили обсудить с экспертом тенденции на продовольственном рынке полуострова.

Без еды Крым не останется

— Михаил Владимирович, летом прошлого года вы возглавили правление ПАО «Крыммолоко» и ваша миссия, надо полагать, заключалась в кризис-менеджменте крупнейшего местного производителя молочной продукции. В каком состоянии на тот момент находилось предприятие?

— Сеть заводов ПАО «Крыммолоко» купили акционеры из Москвы, избрав меня председателем правления. Я проработал там до того момента, как компания прошла перерегистрацию в соответствии с российским законодательством. Моя задача состояла в налаживании процесса работы предприятия, даже при условии, что я не профессионал в молочном производстве — моего багажа управленческой и организационной работы для наведения порядка было достаточно. Мне предстояло убрать всех посредников. Представьте: семь часов сотрудники компании работали на «Крыммолоко» и один час на торговую марку, через которую шла не только реализация всей продукции, но и где фактически оставалась вся прибыль. Два года «Крыммолоко» не платило налоги — нам пришлось гасить более 10 млн рублей текущей задолженности по налогам. Чистый оффшор, я в России такого никогда не видел. Схему отмывания денег удалось сломать, у сотрудников предприятия выросла зарплата и она стала белой, без «конвертов».

Срочно провели ребрэндинг и вернули старое название «Крыммолоко», сделали красивую упаковку в стиле русской деревни, и крымчане уже сегодня хорошо узнают эту продукцию. В скором времени акционеры ПАО «Крыммолоко» хотят создать предприятие по выпуску мороженого — оно будет первым в Крыму и эта продукция будет дешевле любого ввозного мороженого. После того, как работа была налажена, у «Крыммолока» появился гендиректор, главный технолог и команда профильных специалистов, я перешел в ПАО «Крымская продовольственная компания», занимающееся более широкими оргвопросами.

Продукция ПАО "Крыммолоко" изменилась и внешне, и по вкусовым качествам.

— Название, честно говоря, амбициозное. Чем занимается компания?

— «Крымская продовольственная компания» была зарегистрирована в Крыму в прошлом году, по сути мы начали работать с октября. Сергей Валерьевич Аксенов принял решение, чтобы такие компании, как наша, развивались. Будучи крупным дистрибьютором продовольственных товаров, мы фактически создали резервный фонд продовольственной продукции на территории Республики Крым. Покупаем продукты и привозим их сюда с материковой России и аналогично отправляем продукцию местных производителей на материк. С декабря 2014 года мы работали над тем, чтобы в Крыму не было пустых продуктовых полок. Все новогодние праздники мы формировали продовольственный заказ для Крыма и здешних крупных сетевых магазинов. Поначалу нам очень помог крымский филиал «Генбанка», профинансировав первую поставку продовольствия в Крым из материковой России. Тогда у нас даже не было никаких договоров ни с сетями, ни с другими магазинами, но уже сейчас договора о сотрудничестве подписаны практически со всеми сетевиками и у нас напрямую берут в Крыму продовольственную продукцию более 70 магазинов разного уровня. Производители с материка уже отгружают нам продукцию без предоплаты, что говорит о доверии сторон. А для потребителя это означает, что продукция на крымских полках станет еще дешевле.

— А интересна ли российскому потребителю крымская продукция?

— Не то слово. Спрос наблюдается большой. Когда в прошлом году я впервые попробовал крымские персики, яблоки, виноград и другие фрукты, они мне напомнили буквально вкус детства! И в этом мнении, поверьте, я не одинок. Если эту отрасль развивать, продукцию красиво упаковать, доставить, этот товар будет лежать в Москве в супермаркетах «Азбука вкуса» по сумасшедшей цене и ее будут покупать. Народ сразу отличает натуральное от «пластмассы» и «воска».

Пресечь контрабанду

— Считается, что украинские продукты питания дешевле российских и мы от них зависим. С Украиной налажено сообщение, а мост опять же через Керченский пролив появится не скоро.

— Еще в конце прошлого года Крым сильно зависел от сельхозпродукции из Украины, но благодаря методам, предложенным главой Республики Крым, эта зависимость исчезла. Сергей Валерьевич дал возможность и местным производителям выходить на рынок, и зайти сюда российским компаниям, которые уже поставляют продовольственную продукцию. В Крыму их никто не зажимает, все работают открыто и спокойно. А украинские продукты уже не выходят дешевле — на Украине отпускные цены тоже поднялись.

Есть и другой важный момент. Пора всем привыкать к продукции отечественного производителя. Когда я захожу в магазин, то не беру украинские продукты. Не потому, что я украинофоб, просто я ничего не знаю о качестве этой продукции. В России работают ГОСТы, и Россельхознадзор, Роспотребнадзор и другие службы в любом случае проверяют всю продукцию. Так и на продукцию, которую наша компания закупает на материковой России, есть все сертификаты качества. Мы много чего везем в Крым: консервацию, бакалею, скоро наш ассортимент со 180 товарных позиций увеличится минимум в три раза, включая мясные и рыбные изделия. В силу того, что мы работаем напрямую с поставщиками, уменьшаются затраты на перевозку товара, что в свою очередь влияет на цену. Стараемся выстраивать логистику по каждому моменту, если что-то отвозим в Россию, сразу загружаем машины товаром. И если в среднем пригнать из Москвы в Крым 20-тонную фуру с продуктами стоит 160 тысяч рублей, то у нас выходит 114 тысяч.

Но на торговле наша деятельность не ограничивается. Планируем создание транспортной логистики поставок продовольствия с полным циклом: своим центральным складом, техникой, завозом, привозом продукции и т.д. По сути мы стали конкурентами каналам контрабанды продовольствия из Украины.

— Понятно, что украинские производители любыми способами ищут рынки сбыта. Но вообще ж должна вестись работа по пресечению контрабандной деятельности, ведь те же просроченные продукты несут угрозу здоровью населения.

— Недавно на заседании крымского правительства было сказано, что правоохранительные органы Крыма и федеральные службы полным ходом работают по структурам, которые «крышуют» контрабанду продукции из Украины, всех тщательно проверяют. Это вселяет надежду. Конечно, единичные случаи могут проскакивать, но валовый поток контрабанды должен иссякнуть.

— Кстати, недавно некоторые СМИ Смоленской области, где вы раньше работали, написали, что российские чиновники и менеджеры вроде вас превратили Крым в базу украинской контрабанды. Что бы это значило?

— Последние три года после моего ухода из Смоленской области меня никто не вспоминал. А сейчас про меня пишут, что я возглавил контрабанду из Украины. Видимо, мы действительно кому-то, не желающему работать легально, перешли дорогу и кто-то боится потерять «кормушку». И они зашли, так сказать, издалека. Никто не смотрел, что пока я два года работал первым заместителем губернатора Смоленской области, сфера ЖКХ среди других регионов России поднялась с 64-го на 7-е место. Последние 15 лет Смоленская область не выполняла план по вводу жилья, при мне выполнение плана было 104%. Сегодня эти и другие показатели не выполняются. И ладно бы мы завозили продукты из Украины, тогда бы меня можно было в чем-то упрекнуть. Но когда мы ни одного килограмма продукции из Украины не купили, ориентируясь исключительно на наш внутренний российский рынок, какой может быть подтекст? Я считаю эти нападки клеветой и уже написал заявление в полицию и Следственный комитет, чтобы привлечь виновных к ответственности.

— Недавно в эфире радиостанции «Россия сегодня» вы заявили о том, что Крыму нужно увеличивать производство продуктовых товаров. Как по-вашему можно поддержать местных производителей?

— Крым должен производить хотя бы 20-30% от общего количества потребления, а остальные 70% можем смело завозить из Краснодарского края, из Ростова, Турции и откуда угодно. Крымским производителям нужно дать возможность получения дешевых кредитов под небольшие проценты, и помогать находить рынки сбыта продукции. Правительство Крыма активно работает над этими вопросами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру