О важности влажности
По данным главы Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации РК Игоря Вайля, из-за неработающего Северо-крымского канала (СКК), ежегодно наполнявшего восемь наливных водохранилищ, в Крыму сложилась «не стандартная водохозяйственная ситуация». Дескать, четвертый год в Крыму засушливый, минувшая осень не дала ожидаемых осадков, и если в ближайшие 2-3 месяца не будет хороших дождей, которые по притокам дадут хотя бы половину прежних объемов, для обеспечения водой населения режимы работы водохранилищ пересмотрят. Пока же имеющихся запасов для бесперебойного обеспечения крымчан во всех городах и районах хватает ровным счетом до апреля 2015 года. В непростых условиях в этом году удалось сделать орошение на 11% сельхозтерриторий.
— Без работы Северо-крымского канала об орошении не может быть и речи, — уверен Вайль. — Никакие подземные или надземные источники, хоть мы разбурим весь Крым, не дадут того количества воды, чтоб наши сельхозпроизводители работали хотя бы в прежнем объеме на почти 150 000 гектарах в 2015 году. Ежесуточно расходы воды контролируются и корректируются центральной диспетчерской службой Госкомводхоза. Потери работающей сегодня части канала — от Нижнегорского до Станционного водохранилища, составляют 15%. Для такого объема воды это нормально.
Днепровскую воду Крыму всегда подавали весной, но сейчас ситуация такова, что Крым готов принять ее хоть зимой, уверяет Вайль.
— Мы разработали мероприятия для всех водохозяйственных организаций по работе при отрицательных температурах и готовы принять и распределить воду хоть в январе, — заявил чиновник, добавив, что переговоры по перспективам пуска СКК находятся на уровне высших органов власти.
Госкомводхоз Крыма рассматривает разные варианты выхода из ситуации. Летом в Федеральном агентстве водных ресурсов РФ прозвучало предложение построить водовод и сбрасывать воду из реки Кубань хотя бы для обеспечения Керчи. Позже подсчитав, что Крым по отношению к Кубани находится на 23 метра выше над уровнем моря, а следовательно самотек воды отпадает, то строительство каскадов насосных станций вкупе с затратами электроэнергии потребует многомиллиардных вложений и водичка выйдет «золотой». Еще один вариант с подачей воды из реки Дон также нерентабален. Во-первых, водовод от реки до керченской переправы растянется на 500 километров, и коммуникации обойдутся в «копеечку», а во-вторых, этим летом из-за нехватки воды в Доне там даже была остановлена навигация судов.
Сорванный стоп-кран
Своими предложениями по данному вопросу на днях поделились видные крымские ученые, занимающиеся водной проблематикой региона.
— Энергетика и водные ресурсы — та ахиллесова пята, которая делает Крым уязвимой территорией, — говорит президент Крымской академии наук, эколог Виктор Тарасенко. — В недалеком прошлом водный баланс на территории Крыма выглядел так: от 800 миллионов до миллиарда кубов Крым получал за счет местных водных источников, как подземных, так и надземных, а из Северо-крымского канала на орошение поступал 1-1,5 миллиарда кубов. Теперь Крым остался только со своим воспроизводимым ресурсным потенциалом. Наша задача – найти выход и соблюсти баланс интересов природы, и экономики, жителей и гостей полуострова, чтобы обеспечить водой ЮБК, города и аграрный сектор. Пути разные, и о них нужно говорить.
По подсчетам Института сельского хозяйства Крыма, занимающегося проблемами водообеспечения и мелиорации, из-за простоя СКК, в этом году Крым недополучил сельхозпродукции на 5 млрд рублей. Директор института Владимир Паштецкий уверен, что при решении водных проблем республики следует помнить об аграрном секторе.
— Аграрная отрасль – это локомотив крымской экономики, который сейчас остановился. Туризм или промышленность это хорошо, но на сегодняшний день сельское хозяйство кормит, поит, дает самое большое количество рабочих мест. В нынешней ситуации нужно строить «карту размещения и переработки сельхозкультур», чтобы увязать проблемные вопросы с водообеспечением и планирование сельхозпроизводства. Для Крыма очень важно производить то, чего нет на материковой территории России. Садоводство, виноградарство, молочная продукция, мясо, эфиромасличные культуры — все это у нас есть, но при производстве мы исходим из сложившихся реалий с водоснабжением, — говорит Паштецкий.
Опреснение: за и против
Среди альтернативных способов получения «источника жизни» ученые называют опреснение вод Азовского моря. По мнению члена-корреспондента Крымской академии наук Геннадия Подзноева, решить проблему водобеспечения Крыма мог бы проект строительства 400 ветроэлектростанций и опреснительных установок в районе Арабатской стрелки, где, мол, и ветер подходящий и соленость морской воды в Азовском море ниже, чем в Черном.
— По всему миру в сутки опресняется 60 миллионов кубов для технологических и питьевых нужд населения. Современные технологии позволяют опреснять морскую воду до любого уровня, вплоть до ультрачистой. У Крыма есть морская вода и энергия ветра и в юго-западной части Азовского моря можно было бы использовать технологию электродиализа. Со стороны Сивашской части можно установить в один-два ряда «ветряки» на 40 километров, диализные модули будут работать от вырабатываемого постоянного тока и опреснять воду Азовского моря, которую затем можно будет перегонять в Северо-крымский канал. Вода в Азове менее соленая, чем в Черном море (8-10 кг соли на кубометр воды против 14-17 кило). За сутки таким образом можно опреснять до 360 000 кубов воды, да еще и солевые растворы получать для производства щелочи, соды и так далее, — говорит Подзноев.
На такой проект потребуется 50 млрд рублей, 20 из которых, по словам Подзноева, можно будет «отбить» при реализации сопутствующего солевого сырья. Куб опресненной воды, по словам ученого, при этом обойдется в 8 рублей.
Впрочем, у такой альтернативы есть немало противников. Так, начальник отдела водных ресурсов и мелиорации земель Института сельского хозяйства Крыма, заслуженный работник водного хозяйства Крыма Валерий Ляшевский считает, что к этому вопросу следует подходить крайне осторожно.
— Еще в 1962 году Всемирная организация здравоохранения приняла решение о том, что ни при каких условиях опресненную воду нельзя употреблять для питьевых целей, — поясняет специалист.— С опаской ее нужно применять и для орошения. Некоторые частицы, отрицательно воздействующие на организм, при опреснении никак не вычищаются и могут способствовать производству продукции, которую я бы сравнил с генно-модифицированной продукцией. Сложно сказать, как она будет влиять на здоровье и организм человека без дополнительных исследований. Потому и говорить, что от орошения земель опресненной водой, у нас будут ломиться полки магазинов от такой продукции нельзя ни в коем случае.
План спасения
Есть и другие нюансы, волнующие ученых.
— Сегодня в Крым приезжают со своими прожектами люди из других регионов России, особенно из зарубежных государств, не для того чтоб сделать кому-то хорошо и напоить всех водой, а прежде всего чтобы заработать деньги на нас. Деньги направляются бурение скважин, строительство дополнительных гидротехнических сооружений, которые обеспечивают передачу воды в СКК. Хотя местные водные источники нельзя «загонять» и стоит их поберечь. Специалистов Крымской академии наук и отраслевых институтов, годами исследующих эти направления, как правило, не привлекают к этой работе. Как не привлекают и украинских ученых и специалистов водного хозяйства, с которыми мы долгие годы работали вместе. В любом случае надо договариваться и решать вопрос подачи воды по Северо-крымскому каналу. Кроме того, что мы остались без днепровской воды, это крупное гидротехническое сооружение как неработающее здание со временем приходит в негодность. Если два-три года держать канал в таком состоянии, с ним можно будет просто-напросто попрощаться, — уверен Валерий Иванович.
Чтобы не ждать с моря погоды на уровне правительства РФ был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения РК и Севастополя до апреля 2015 года. В него включены десятки мероприятий, направленных на увеличение производительности действующих и устройство новых водозаборов подземных вод. Это бурение новых и капремонт старых скважин, а также ремонт водоводов и строительство новых насосных станций. Министр ЖКХ РК Александр Жданов, чье ведомство от правительства РК координирует использование средств и порядок оказания услуг, сообщил нам, что работы ведутся по графику и отчеты поступают в Москву еженедельно. В рамках плана Совмин получил 1,8 миллиарда рублей, из которых 509 миллионов уже перечислено исполнителям работ.
— Работы подрядчиками ведутся по установленному графику, отчеты по выполненным мероприятиям отправляются в Москву каждую неделю. Недавно я был в Керчи, где идут работы на двух участках: на улице Айвазовского меняют часть водовода и канализационную сеть протяженностью 768 метров и в микрорайоне «Марат-1» реконструируют почти два км водовода, — приводит пример министр. — Да, эти виды работ не дают воду населению, но снижают ее потери. В Нижнегорском и Джанкойском районах ведется бурение скважин на Просторненском, Нежинском и Новогригорьевском водозаборах: в каждом бурится по 12 скважин, всего они смогут поднимать до 200 тысяч кубометров в сутки. Скважины бурятся там, где есть разведанные источники, эта вода по Северо-крымскому каналу пойдет для наполнения водохранилищ и городов. Хотя в целом по Северо-крымскому каналу однозначно нужно договариваться с Украиной. Для развития Крыма нужна вода, существующих подземных источников мало. «Выпавшие» из 23 восемь искусственных водохранилищ – это большой объем воды. Если на питье и хозяйственно-бытовые нужды воды нам хватит, то на развитие сельского хозяйства и промышленности вряд ли. Звучат цифры, что Украина готова продавать воду по 1 евро за куб, за такие деньги, конечно, никто ее не будет покупать.
Когда и как решится вопрос с подачей днепровской воды никто прогнозировать не берется. Так или иначе ученые уже сейчас призывают готовиться к худшему сценарию (долгосрочному перекрытию СКК) и силами каждого жителя Крыма беречь водные ресурсы полуострова. Хотя бы элементарно закрывать за собой водопроводный кран.
Только цифры
1 млрд. кубов – потенциал водных источников Крыма
1-1,5 млрд. кубов – ежегодно давал СКК
63,8 млн. кубов – нынешний запас водохранилищ естественного стока
45,2 млн. кубов - - нынешний запас наливных водохранилищ