Борис Грачевский: «Для сказки Роу искал по Крыму лед и голубей»

 Художественный руководитель киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский рассказал «МК в Крыму» о своей первой и самой лучшей, по его мнению, роли в кино. 45 лет назад он «сыграл» руку, напоминающую царю о должке в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса», которую Александр Роу снимал в Крыму. Из актеров, участвовавших в съемках этой истории остались только Татьяна Клюева (царевна неземной красоты), Сергей Николаев ( Андрей - царский сын, «упитанный, но невоспитанный» и Борис Грачевский (рука Чуда-Юда), работавший администратором картины. Ему тогда было всего 19 лет и Крым он считает колыбелью своего кинематографического пути.

 

- Борис Юрьевич, расскажите о своем первом свидании с Крымом?

- О! Первое свидание с Крымом было удивительным! Я с Александром Артуровичем Роу поехал снимать крымскую экспедицию картины "Варвара-краса, длинная коса". Роу был абсолютно верен своим кинематографическим традициям: каждую картину он обязательно снимал в Звенигороде и непременно в Крыму. Эти свои съемочные точки он никогда не забывал, недаром в Ялте даже есть скалы, которые называют "Скалы Роу". Это была моя первая поездка на полуостров, очень важная для меня. Я взрывался от счастья, даже не столько от Крыма, сколько от такой творческой работы. Но Крым волей или неволей на меня действовал, и для меня полуостров просто соединился с великим сказочником, с Ялтинской киностудией, с этими немыслимыми горами и скалами: Красный камень, Ай-Петри, На скалу "Красный камень" тогда никого не пропускали, а нас пустили. Потом я очень долго вертелся со всякими фокусами, затем была загадочная команда: "Найди голубей", а в Крыму в тот момент голубей вообще не было и я ездил по всему полуострову, собирал этих голубей, из них делали чучела. В общем, это такая была работа колоссальная и разнообразная! То вдруг нужен был сухой лед, который исчез и мы ездили за Симферополь, на заводы, нашли лед, чтобы во время съемок все пузырилось. И для меня, 19-летнего пацана, это, конечно, было сумасшедшим счастьем… Мы как раз в ближайшее время едем в Крым праздновать 45-летие "Варвары-красы. Из всей "Варвары-красы" остался только Сергей Сергеевич Николаев, "упитанный, но невоспитанный", Танюша Клюева - Варвара-краса, которая живет в Севастополе, и я. Мы вместе с Ириной Константиновной - вдовой Михаила Ивановича Пуговкина, сыгравшего в фильме роль царя Еремея, будем отмечать юбилей фильма.

- Расскажите подробнее о роли, которая досталась Вам в фильме-сказке?

 - Да, это та еще роль! (смеется). Я смеюсь, но она оказалась знаменитой. Это почти анекдот: мы заканчивали съемку, художник и оператор поставили огромный таз, внутри была вклеена рука, камера находилась сверху и надо было подлезть и управлять этой рукой. И никто не хотел этим заниматься, все художники были в возрасте, а я был, на удивление, по тем временам очень худенький, хоть сейчас и не верится в это. И я полез туда, засунул руку и стал этим пальцем грозить. Потом выяснилось, что несмотря на то, что я и тут играл и там - лучшая моя роль пока что в "Варваре-красе..." К великому сожалению, все меньше людей видят эту картину, хотя ее часто показывают. Меняются времена, все сдвигается, наверное. Жаль, потому что Роу дольше всех продержался, как мастер сказочного жанра в кино. Как говорят, Роу живет дольше, чем Птушко, хотя один был Народным артистом СССР, а другой - Народный артистом РСФСР. Тот снимал без бюджетов сколько хотел, а Роу ограничивали. Но под Москвой есть сказочный поселок "Берендеево царство". И там среди других скульптур из русских сказок есть и скульптура этой руки. Вот такая история. Крым и "Варвара-краса" - это моя юность, творческое становление. До 25 лет я не расставался со сказками Роу и уехал работать над киножурналом "Ералаш" прямо с картины "Финист - ясный сокол", когда Роу умер так неожиданно для всех нас.

фото М. Львовски

- Каким Вам запомнился Крым советских времен?

- Я после этого столько раз исколесил весь Крым с разными режиссерами, и могу сказать, что это удивительное счастье - Крым зимой. Летом же не протолкнуться - ни гостиниц, ничего… А зимой мы переезжали в "Ореанду", роскошную по тем временам гостиницу, мы гуляли по абсолютно пустынной набережной, в магазинах были деликатесы в большом количестве. Абсолютно пустые рестораны, где играли оркестры, можно было пригласить девушку и даже если в зале всего шесть человек - оркестр играл для них! И воздух этого моря вдыхали, гуляли вечерами. Ялта зимой для меня была каким-то удивительным чудом, просто чудом... Я и Новый год там как-то встречал.... Много мы работали с Ялтинской студией и вообще там люди были такие теплые, совершенно непохожие на наших. И каждый год по 3-4месяца бывал в Крыму, это было для меня абсолютно родное место.

- Как Вы относитесь к тому, что Крым стал российским?

- Никак. Объясню: я живу вне границ, я человек мирный, мне эти конфликты совершенно неинтересны. Главное, я вижу, что люди, которые стали россиянами - все рады, вот это я вижу, и этого достаточно. Для меня лишь бы Ялта цвела, а не гнила, как эта жуткая ялтинская киностудия. Я ни в ту, ни в другую сторону, считаю, что если люди счастливы, то значит всё в порядке. Я там не собираюсь жить, я бываю там по работе, по делам, вряд ли я буду там отдыхать, потому что ближайшие 20-30 лет сервис у нас в стране останется отвратительный, а в Ялте он такой же. И это невозможно, не соответствуют цены сервису. В том числе и питание. Я жил в гостинице "Ореанда", платил сумасшедшие деньги. В Турции я за ту же цену имел бы трехкомнатный номер с видом на море, с террасой, нависающей над водой. Клянусь! Это было что-то страшное, за что ж Вы такие деньги берете? Это несоответствие абсолютное. Я скажу одно - это болезнь всей нашей страны, Это болезнь была и Украины. Сервис - это важнейшая часть нашей жизни, которая приносит людям, работающим в этой сфере хорошие деньги, но несоответствие цены и сервиса - 100-процентное. Это ужасно, очень грустно и печально. И как это исправлять - не знаю.

- Будут ли изменения в Крыму из-за того, что он стал российским?

- Я надеюсь, что он посвежеет, станет ярче, будет еще лучше, потому что огромное количество чудовищных, каких-то жутких гнилых домов отдыха, санаториев, которые имеют несоразмерно огромную площадь, Значит, владельцев надо облагать огромными налогами, чтобы слабые люди уходили, а серьезные приходили и делали из этой лабуды настоящий курорт. Ну, невозможно так безобразно себя вести и держать эти территории. Эта земля - золото, она должна быть красивой, современной, настоящей. И весь берег Крыма должен быть великим и радостным, Что-то исправили, конечно, что-то сделали, но такое количество ужасного… И это касается Севастополя тоже. Не знаю, может быть, я не имею права критиковать, но я так хочу, чтобы Крым, при своей природе, был еще и современным. И когда я вижу ухоженные дома, когда я вижу, в первую очередь, ухоженные церкви, я понимаю, что у людей есть уважение не только к вере, а вообще к себе. Надо не уважать себя, чтобы дома грязные были и кривые, Если вы у человека видите грязную рубашку, то вам становится противно. Вот так же противно смотреть на грязные дома. Я по этой улице Дражинского пройду - у меня настроение портится: столько там этих мелких улочек и жутких "заведюшек", каких-то кривых домов. Ну что это такое!

- Над чем Вы сейчас работаете кроме "Ералаша"?

фото М. Львовски

- Я много лет уже мечтал сделать фильм, писал сценарий, написал, сделал, мне помогали драматурги записать все, что я придумал. В результате получилась картина, которая называется "Между нот или Тантрическая симфония." Главные роли сыграют Андрей Ильин и Янина Мелехова. Это фильм о любви людей с большой разницей в возрасте. Он - композитор, а она - простая девчонка. В общем, любовь с грустным финалом.

Досье «МК»

Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Москве. После школы учился в механическом техникуме, но профессия токаря показалась ему скучной и он поступил во ВГИК, где познавал «Основы кинопроизводства». На практику попал к Александру Роу и с его сказками получил путевку в большое кино. С 1975 года вся дальнейшая его жизнь тесно связана с детским юмористическим киножурналом «Ералаш». В 2009 г. на экраны вышел его первый полнометражный фильм «Крыша». Заслуженный деятель искусств РФ (2000), награжден Орденом Почета (2009). Сегодня худрук Детской Академии «Останкино» и творческого объединения детского киножурнала «Ералаш». С первой женой Галиной прожил в браке 35 лет (сын Максим и дочь Ксения), второй раз женился на Анне Панасенко (дочь Василиса), но с февраля 2014 г. распался и этот брак Бориса Юрьевича… 

фото М. Львовски

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру