Российское правительство поддержало три законопроекта, касающиеся создания Свободной экономической зоны на территории Крымского федерального округа, - "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
По словам министра по делам Крыма Олега Савельева, представлявшего проекты законов, эти документы направлены на решение двух важнейших для Крыма и Севастополя задач. Во-первых, создание конкурентоспособного предложения для потенциальных инвесторов в экономику Крымского федерального округа, стимулирование действующих предприятий к модернизации производства. Во-вторых, сдерживание роста издержек экономики полуострова, связанных с существенным изменением условий хозяйствования.
- Для решения этих задач законопроектом предлагается ряд мер фискального стимулирования, а также ряд процедурных упрощений, направленных на создание максимально благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Во-первых, это создание свободной экономической зоны на территории Республики Крым, предоставляющей ряд преференций участникам свободной экономической зоны. Участниками признаются юридические лица, осуществляющие инвестиционные проекты в наиболее приоритетных для Крыма сферах. Есть и ограничения для инвестиций, на которые могут распространяться льготы. Это добыча нефти и газа, а также оптовая и розничная торговля, - пояснил Олег Савельев.
По его словам, помимо налоговых преференций вводится и режим свободной таможенной зоны в соответствии с соглашением Таможенного союза, однако в полной мере применение этого режима потребует уточнения ряда позиций действующего на сегодняшний день соглашения.
- По налоговым преференциям для участников предложена следующая схема. Это льготы по налогу на прибыль организаций. Законопроектом предполагается 0% в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и до 13,5% в части налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты. Также освобождение от уплаты налога на имущество в течение 10 лет и освобождение от уплаты земельного налога на срок осуществления инвестиций, то есть до ввода объекта в эксплуатацию, но не более трех лет. Также предполагается установление специального коэффициента по амортизации на весь срок действия свободной экономической зоны, а он установлен законопроектом в 25 лет. Этот коэффициент может быть установлен до 2-х, - отметил министр по делам Крыма.
Олег Савельев добавил, что также предусмотрены льготы по социальным платежам. Устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в отношении участников свободной экономической зоны в размере 7,6% в течение 10 лет с момента получения ими соответствующего статуса. Данная льгота распространяется только на тех участников, которые получили этот статус в течение первых трех лет работы соответствующего режима.
- По таможенным процедурам. Не взимаются таможенные пошлины и соответственно таможенный НДС при ввозе на территорию свободной экономической зоны машин, оборудования, комплектующих, которые существенно облегчат бремя модернизации и реализации инвестиционных проектов на территории Крымского федерального округа, - подчеркнул министр по делам Крыма.
Он заявил, что по оценке экспертов, предлагаемые меры позволят снизить издержки инвестора в размере до 30% относительно тех, которые он осуществлял бы на другой территории Российской Федерации.
Кроме создания свободной экономической зоны законопроект предусматривает механизм решения следующих задач. В частности, вводятся особые механизмы изъятия земли для реализации инфраструктурных проектов. Федеральным конституционным законом полномочия по регулированию этих отношений до 1 января 2017 года переданы соответствующим органам Республики Крым и Севастополя, поэтому данным законопроектом на данном этапе регулируются только вопросы изъятия земли под создание инфраструктуры, необходимой для реализации проектов Крымского федерального округа. В частности, речь идет о мостовом переходе на территории других субъектов Российской Федерации, имеется в виду Краснодарский край.
- Также упрощение предоставления участникам свободной экономической зоны земельных участков, то есть снятие тех противоречий, которые есть, когда на конкурсе отбирается сначала инвестиционный проект, а потом должен быть повторный конкурс по предоставлению земли, – также предусмотрено в законодательстве, соответственно, и Республики Крым, и города федерального значения Севастополя. Помимо этого предусмотрено снижение порога признания высококвалифицированной рабочей силой иностранцев, которые обязательно будут привлекаться для реализации проектов в Крымском федеральном округе, с 2 миллионов рублей до 1 миллиона рублей годовой заработной платы, - рассказал Олег Савельев.
Он отметил, что одним из пилотных моментов в Крымском федеральном округе данный законопроект предусматривает возможность получения визы в соответствующих консульских пунктах в местах пересечения государственной границы на срок до 30 дней по прибытии. Эта виза будет действовать только на территории Крымского федерального округа, и ее предоставление предусматривается для специалистов, привлекаемых инвесторами при обсуждении потенциальных инвестиционных контрактов и проектов, реализуемых в Крымском федеральном округе, а также для туристов, поскольку это крайне важный потенциал развития Крыма.
- Законопроект предусматривает ряд изменений и в морской деятельности. В частности, расширены возможности включения судов в Международный морской регистр Российской Федерации, а также предусматривается особый порядок контроля и осуществления всех контрольных и надзорных процедур в отдельных портах по решению Правительства (так называемый режим свободного порта), где мы рассчитываем применить лучшую практику таких портов, как Пусан, Далянь, Сингапур, для того чтобы повысить привлекательность перевалки грузов именно в Крымском округе, - заверил министр по делам Крыма.
Олег Савельев пояснил, что предусмотрены и ограничения по осуществлению ряда проверок. Речь идет о том, чтобы эти проверки были совместными, также при проведении внеплановых проверок необходимо получать согласование уполномоченного органа. Эта норма себя продемонстрировала очень хорошо в особых экономических зонах Российской Федерации, когда не было ни одного отказа в согласовании внеплановых проверок, но уже даже сам факт привел к тому, что по всем особым экономическим зонам этих запросов было не более пяти за все время, которое работала эта норма.
- Одна из проблем – это частичная компенсация тех издержек, которые сейчас действующий в Крымском федеральном округе бизнес несет в связи с переходным периодом и изменением условий хозяйствования. Этот рост издержек, который мы наблюдаем, является сдерживающим фактором, в том числе по сохранению действующих предприятий при перерегистрации их в российскую юрисдикцию. При этом 95% предприятий Крымского федерального округа – это малые и средние предприятия, - заметил Олег Савельев.
И подчеркнул, что одна из задач, которую решает законопроект, – это в том числе стимулирование выхода из тени за счет введения налоговых двухлетних каникул для субъектов малого и среднего предпринимательства, пользующихся упрощенным режимом налогообложения. Также в эту категорию включаются и плательщики единого сельхозналога. При этом предусматривается снижение ставок упрощенного налогообложения с 6 до 4% на период до 2021 года.
- Вместе с тем продолжаются обсуждение и анализ социально-экономической ситуации и, конечно, дискуссия по достаточности предлагаемых мер для стимулирования и сохранения активной предпринимательской инициативы в Крымском федеральном округе. И мы рассчитываем ко второму чтению поставить точку в рамках тех поручений, которые давал председатель правительства России, - отметил министр по делам Крыма.
Он добавил, что совместно с федеральной целевой программой развития Крымского федерального округа, направленной на снятие инфраструктурных ограничений роста, законопроект является инструментом, который позволит выдержать заданные темпы социально-экономической интеграции Крымского федерального округа в Российскую Федерацию.