Исследовательская группа «Конструкторы сообществ практики» предложила артековцам путешествие во времени. Сразу 150 ребят из детских лагерей «Янтарный» делились своими мечтами и желаниями, поток которых эксперты помогали преобразовать в конструктивные идеи и проекты.
Такая методология называется форсайтом и одна из ее главных целей — это сценарное прогнозирование будущего - в конкретном месте, но в отдаленной перспективе. Перезагрузка «Артека» стартовала!
Первый день работы с детьми – настоящими экспертами детского отдыха – модераторы исследовательской группы «Конструкторы сообществ практики» начали со стандартного сценария форсайт-игры. Разделившись на пять групп, дети озвучивали проблемы, придумывали интересные истории, высказывали свои желания о том, каким они хотели бы видеть «Артек» в бытовом, инфраструктурном плане. Но в большей степени исследовательскую группу интересовало развитие детей и то, чем они хотели бы заниматься.
Если все мечты сбудутся...
«Лично я вижу замечательное, яркое будущее у «Артека», - говорит Тарас Сукмолюк (д/л «Хрустальный», 9 отряд, Московская область). - В нем все всегда будут дружными! Но, если честно, такой «Артек», каким я вижу его сегодня, мне очень нравится. Пусть все хорошее, что есть в нем сейчас, приумножается! И мне даже не хочется ничего в нем менять».
А Леше Головину (д/л «Хрустальный», 4 отряд, Московская область) «Артек» представляется, как самый современный, хорошо обустроенный центр, в котором есть все для детей, для их досуга и обучения: «Сюда приезжают дети со всего мира, и это помогает развиваться международным отношениям. Хотелось бы каких-то новых современных проектов в «Артеке». Например, мне близка идея детского космоса и создание детской обсерватории. Можно обучать различным специальностям, показывать детям, как и что работает, чтобы дети еще в детстве влюблялись в свою профессию. Мне бы хотелось увидеть в «Артеке» интересный интерактивный медицинский центр, где можно было бы смотреть, практиковаться на манекенах.
В числе основных артековских трендов – неких объективных процессов, которые изменяются во времени – ребята выделили образование, спорт, интернет, игры, питание. И здесь, конечно, желаниям ребят предела не было. Наряду с предложениями о правильном питании, здоровом образе жизни, занятиями различными видами спорта звучали и пожелания свободного использования гаджетов и Wi-Fi, введение в рацион питания фастфуда и большого количества сладостей, наличие магазинов…
Модераторы также предложили участникам проекта подумать над тем, что произойдет, если все их желания реализуются? Как они изменят детский центр и самих ребят? А вдруг эти желания сделают «Артек» совершенно другим, не таким, каким его любят дети?
Среди шумного спора слышалось: «А что если все «уткнутся» в свои смартфоны и не будет общаться друг с другом?», «А как фастфуд отразится на здоровье детей?» Выводы ребят не заставили себя ждать: нужно ответственно относиться к желаниям; здорово развлекаться, но «Артек» - это и место, которое нас учит и развивает.
Оказалось, ребята хотят для себя больше свободы, но при этом понимают, что вседозволенность неприемлема. Хотят быть чуть-чуть взрослыми – ведь у них есть свои дела, но все же осознают, что взрослость – это в том числе и ответственность, и опасность. И поэтому они пожелали создать некое безопасное пространство, внутри которого дети могут шаг за шагом становиться взрослыми.
А еще дети мечтали. «Хочу, чтобы «Артек» был, как сказка, а люди ездили в каретах» –казалось бы наивный проект. Но когда его авторов спросили, с помощью каких технологий можно реализовать эту мечту, ответ нашелся быстро. «Существует 3D-проекции на физический объект (ред.: направление в аудио-визуальном искусстве – видео-мэппинг), в проецируемом изображении учитываются все характеристики оригинального предмета: его форма, цвет, расположение в пространстве…» И чем это не воплощение проекта в реальность?
«Мне хотелось бы, чтобы «Артек» был усовершенствован, чтобы было много новых технологий, тогда он станет просто невообразимым! - делится своим видением Настя Кищук (д/л «Янтарный», 11 отряд, г. Шатура, Московская область), - Было бы хорошо, если бы в «Артеке» появились машины на водных двигателях. Наша экология стала бы гораздо лучше».
Другие хотят реализовать в «Артеке» известную мечту о «пряничном домике» – предлагают построить здания из сладостей. Если когда-то мы могли только мечтать о том, что, лишь подумав о предмете, мы получаем его перед собой без разработки и опытно-конструкторских работ, то сегодня – это реальность. Ребята предложили использовать для этих целей 3Д-принтор. И кто знает, возможно, благодаря современным технологиям в скором будущем артековцы все-таки построят город Сладкий.
За происходящим с интересом наблюдал руководитель Международного детского центра «Артек» Алексей Каспржак.
«Всё, что здесь происходит, может и должно стать реальностью в будущем, – подчеркнул Алексей Анатольевич. – Кроме детей, наверное, никто лучше не знает, как им хотелось бы провести свое детство. Взрослые думают, что они лучше детей что-то знают, но на самом деле нам это только кажется. Жан-Жак Руссо в свое время рассуждал, что ребенок – это чистый лист, на котором время красит, и не только белыми красками. И в этой связи мне кажется, что никто лучше них не придумает, каким должен быть «Артек» в будущем. Поэтому не спросить у них об этом нельзя, это неправильно».
Руководитель детского центра также заверил, что самые яркие идеи и интересные предложение артековцев, озвученые во время форсайта будут востребованы при наполнении программы развития «Артека»: «Если мы хотим завтра быть конкурентоспособными, мы должны точно знать наши минусы. И лучше детей их не знает никто».
Все лучшее забираем «в завтра»...
Во второй день дети вновь говорили об идеологии «Артека», обсуждали философские понятия, придумывали, каким образом решать вопросы на уровне бизнеса и как совместить свободу и ответственность с помощью технологий.
Камилле Мамедовой ( д/л «Хрустальный», 4 отряд, Московская область) хотелось бы, чтобы в будущем «Артеке», было так же интересно, как сегодня и чтобы обязательно оставались активные прогулки по горам, экскурсии, рассказы об истории «Артека», Крыме: «Наверняка, в будущем «Артеке» корпуса и столовые будут больше, условия будут более удобными для проживания. Когда мы спускаемся к берегу моря, при подъеме обратно в лагерь «Хрустальный» все жалуются, что им тяжело подниматься. Многие, думаю, мечтают об эскалаторах или о канатной дороге. Лично мне больше нравится преодолевать трудности. Лично мне в «Артеке» все интересно. Но любые изменения к лучшему, и я буду рада хорошим переменам в «Артеке».
Еще во время форсайта артековцы занимались вопросами патриотического характера и придумали различные сценарии, по которым можно снять самое лучшее кино об «Артеке».
«Кроме сценария, мы еще сегодня рисовали эмблему будущего «Артека», представляли, каким он будет, - рассказывает Саша Акунина (д/л «Янтарный», 11 отряд, г. Шатура, Московская область). - Наша группа рисовала планету, много материков на ней и на каждом материке – частица «Артека» – это мы, артековцы. Идея нашего рисунка – международная дружба и счастливое будущее».
Подводя итог двухдневной работы с детьми и попытки заглянуть в будущее, Георгий Горбауэр, старший модератор и социолог отметил: «В итоге мы получили некий набор векторов развития, с помощью которых можно будет понимать, каким образом включать детей в управление лагерем. Можно будет увидеть и поднять проблемы, которые, может быть, уже известны, но дети их еще раз актуализировали и придали им более выпуклый вид. Мы получили дополнительные стратегии развития на будущее, потому что некоторые вещи невозможно сделать прямо сейчас. Есть предложения, которые можно реализовать уже сегодня, и во многом это вопросы внутренней самоорганизации, когда дети сами для себя что-то делают. Они не ждут, что для них это сделают, они не становятся потребителями. Они становятся производителями смыслов, задач, целей, пользы, в конечном счете. У нас были моменты, когда дети говорили: а давайте мы сами, внутри организуем для себя разного рода занятия».
Все модераторы остались довольны артековской аудиторией: «Это интеллектуальные, самостоятельные, открытые дети. Их желание свободы выбора идет не из идеологических соображений - они конкретно хотят знать, что выбирают. Для них выбор – это некая траектория движения, которой нет даже у многих взрослых».
Сами ребята также в восторге от мозгового штурма - проделанную работу считают ее нужной и продуктивной. Еще бы: идеи оформлены в 30 детских проектов! И многие детские мечты обязательно станут реальностью. И ждать придется не так долго – уже в марте следующего года юных артековцев ждет новый «Артек».