Кузница крылатых защитников
Летное поле в Заводском в наши дни — это безоблачное небо, играющее всеми цветами радуги от разноцветных парашютов, завораживающие фигуры высшего пилотажа и атмосфера ощущения полной свободы. Даже не верится, что совсем недавно летное поле по колено заросло бурьяном, а полуразбитая техника ржавела от безделья. К счастью, есть люди, которые подарили этому месту новую жизнь, месту, которое когда-то играло немалую роль в нашей истории. Так чем же оно знаменито? Почему именно здесь когда-то основали авиаклуб?
- Здесь так расположена роза ветров, что ветер всегда дует в направлении полосы, в двух направлениях, а это очень удобно для полетов – когда ветер не в борт, а в нос самолета, - рассказывают сотрудники Симферопольского авиационного спортивного клуба (АСК). - Клуб был создан еще в 1931-м году. Тогда это было солидное учебное заведение оборонного значения, просуществовавшее до июня 1941-го года.
За предвоенную десятилетку аэроклуб подготовил тысячи летчиков, планеристов, парашютистов, многие из которых сражались с врагом во время Великой Отечественной войны. Из выпускников Симферопольского АСК в 1943-м году был сформирован отряд летчиков-истребителей. Эта дивизия прославила себя подвигами в небе и участием в штурме Берлина. Одиннадцать воспитанников авиаклуба стали Героями Советского Союза – именно там они встали на крыло. Кстати, среди них и дважды Герой Советского Союза, летчик Амет-Хан Султан.
- После окончания войны 19 марта 1946 года Симферопольский авиаспортклуб снова приступил к работе, - продолжают в авиаклубе. – Начинается формирование штата клуба, и он вновь становится кузницей крылатых защитников нашей страны.
Черно-белая память
Когда Украина стала независимым государством, властям было уже не до авиации. В ависпортклубы не то, что новую технику не завозили, разворовывали даже старую. В верхах не считали парашютный и авиаспорт чем-то значимым. Дикая капиталистическая логика: вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие авиаспорта, легче продать самолеты по выгодной цене, либо использовать их в личных целях и хорошо на этом «навариться».
- Менялись международные правила полетов, и учебные программы подготовки летчиков, - рассказывают в авиаклубе. – На Украине только несколько авиаспортивных клубов смогли худо-бедно удержаться на плаву, да и то благодаря фанатам своего дела. Если бы не энтузиазм людей, неизвестно сохранилось ли бы что-нибудь.
О том, как выглядел клуб во времена Советского Союза, напоминают лишь раритетные фото, которые сохранили старожилы клуба. На одной — группа парашютистов готовится к прыжкам, за их спиной видны десятки самолетов. На другой — улыбающийся летчик. Если точнее, герой, посмертно награжденный орденом Красного знамени. Это – Виктор Трофимович Белецкий, выпускник симферопольского аэроклуба, летчик-истребитель. В 1941-м году мужественный пилот сбил четыре немецких самолета и, будучи раненым, направил поврежденный самолет в скопление врага и военной техники. Такие герои, как Виктор Белецкий, получили свои базовые знания именно в симферопольском авиаклубе.
Спорту – да, застройке -нет
К 2002 году некогда бившая ключом поднебесная жизнь сменилась тишиной. Техника с летного поля не летала. Распродав самолеты на запчасти, «хозяева жизни» стали претендовать и на землю авиаклуба. Ведь гораздо шикарнее, по их мнению, смотрится роскошный коттедж, чем новенький самолет, на котором тысячи людей могут осуществить мечту - покорить поднебесье, избавиться от страхов и научиться авиационному делу.
По словам специалистов, если застроить это летное поле, не будет продуваемости города, что в свою очередь чревато экологической катастрофой. Симферополь ведь и так расположен в котловине.
- Год назад, когда наш коллектив пришел сюда возродить полеты и прыжки, состояние дел здесь было удручающим, - говорит председатель правления авиационно-спортивного клуба «Крым» Александр Судаков. – Авиационная техника тихо умирала, долго не взлетая в небо, и смотря на нее, было слышно, как кричит ее душа.
Пока явная угроза застройки миновала, хотя некоторые толстосумы продолжают смотреть на летное поле с позиции дерибана этой территории. 2 августа 2013 года впервые за долгие годы отсюда взмыл самолет Л-410. И впервые за всю историю этой площадки в тот же день была покорена высота 4200 метров. С этого дня началась новая история клуба.
- Мы планируем создать музей истории клуба и музей авиатехники под открытым небом, - делится планами Александр Судаков. – Это все необходимо для патриотического воспитания молодежи.
Такое легендарное место, как летное поле в Заводском, не должно кануть в Лету. Ведь это наша история, а без истории и настоящего нет будущего.
А еще был случай
В апреле этого года симферопольский АСК посетил «звездный» гость. Известный шоумен Леонид Якубович приехал в Крым, для съемок, посвященных празднованию 9 мая.
- Летели мы с Леонидом Аркадьевичем на Перекоп на нашем АН-2, - рассказывает Александр Судаков. – И когда пролетали вдоль Турецкого вала, смотрим: с одной стороны стоят российские танки, с другой стороны – украинские. Мы тогда еще пошутили, мол, не получится сейчас у нас, как в фильме «Служили два товарища», когда события происходили на Турецком вале во время ВОВ. К счастью, все обошлось и дай бог стрелять никому не придется.